Современная демографическая ситуация: Демографический кризис: что это, каковы его причины и последствия

Содержание

Демографический кризис: что это, каковы его причины и последствия

Демографический кризис — очень низкая или очень высокая рождаемость в мире, стране либо у какой-то одной группы людей (этноса, национальности).

В случае если в стране недостаток населения, показатели рождаемости ниже показателей смертности.

В далёкой перспективе это приводит к потере влияния страны в мире, исчезновению культуры и традиций и в конце концов исчезновению нации. В случае со слишком большой рождаемостью — к недостатку ресурсов.

Демографическая ситуация показывает, есть ли демографический кризис. Это статистика о числе рождённых и умерших людей, о том, сколько лет в среднем живут люди (в той или иной стране), и о количестве мигрантов, т.е. людей, которые переехали жить в другую страну и таким образом тоже стали влиять на демографическую ситуацию.

Причины демографического кризиса

Повышение уровня заработка

Согласно этой теории больший доход уменьшает показатель рождаемости. Люди предпочитают вкладываться в хорошее образование, способности и навык ребёнка, которые в будущем принесут доход семье, а не в количество детей в целом.

Повышение заработной платы женщин

По этой теории повышение заработной платы женщинам привело к тому, что работающих женщин стало больше. А это отразилось на коэффициенте рождаемости.

Увеличение пенсий

Сторонники этой теории говорят о том, что с увеличением пенсий у многих людей пропала необходимость в детях как факторе обеспечения их старости.

Повышение спроса на трудовой капитал

На рынке труда стали цениться работники с более профессиональными навыками, потенциалом и призванием. Стало выгоднее вкладываться в обучение одного-двух детей.

Военные действия и политическая ситуация

При войне или неопределённой политической ситуации высокие показатели смертности, а люди не чувствуют уверенности в рождении детей.

Экономика

Нестабильная экономическая ситуация, инфляция, безработица — всё это приводит к уменьшению рождаемости. Люди начинают искать рабочие возможности в других странах, возникает миграция.

Миграция

Это процесс переселения людей на другие территории. Чаще всего речь идёт о других странах. Этот процесс может влиять как на убыток населения, так и на его прирост.

Как правило, мигранты уезжают из отсталых или развивающихся стран в развитые. Это приводит к недостатку населения в одних местах, и переизбытку в других.

Эпидемии и болезни

Вирусы и бактерии, от которых у человечества пока ещё нет защиты, приводит к увеличению количества смертей и снижению количества родившихся детей в это время.

Массовый голод

Такая ситуация приводит к тому, что государство начинает выдавать еду в граммах на человека. Многие люди умирают от голода. Кривая рождаемости резко падает.

Демографический взрыв

Это ситуация, когда происходит резкий скачок роста населения. Такой взрыв создаёт перенаселённость в государстве, и власти вводят политику сокращения численности населения.

Так, Китай с 1979 по 2015 годы ввёл правило "одна семья — один ребёнок". Каждой семье по закону было запрещено иметь более одного ребёнка.

Каковы последствия кризиса?

Демографический кризис — одна из глобальных проблем человечества. Как и любой кризис, такое ухудшение ситуации приводит к печальным последствиям.

Отсутствие работников

Низкая рождаемость приводит к тому, что трудоспособного населения не хватает. Основной процент населения составляют люди 60 лет и старше.

Экономический упадок в стране

Падает покупательская способность населения, слабо функционируют ипотечные кредиты. Люди, как правило, берут ипотеки и тратят деньги на товаре не первой необходимости.

Производство тоже замедляется. Если некому покупать, то для кого производить?

Потеря политического влияния в мире

Человеческие ресурсы нужны стране по многим причинам. Чем больше людей, тем больше армия. Тем больше людей создают, производят и развивают (те или иные сферы экономики).

Уменьшение населения приводит к потере возможностей для развития экономики, а следовательно, и развития государства. Оно слабеет и перестаёт быть весомой фигурой на политической арене.

Отсутствие прогресса и новых идей

По одной из версий, для новых открытий и идей нужны люди. Если человечество находится в демографическом кризисе, то придумывать идеи попросту некому.

Наследственная низкая рождаемость

Сторонники этой теории говорят о том, что низкая рождаемость может переходить из поколения в поколения. Низкие цифры родившихся младенцев в одних годах могут перейти "по наследству" потомкам.

Исчезновение культуры и традиций

Именно люди собирают культурные знания, традиции, умения, моральные ценности и передаёт их следующим поколениям. Так формируется культура страны.

Без людей не будет и передачи культурных ценностей, а значит под угрозой исчезновения находится целая нация.

Узнайте, что такое Культура. Читайте подробнее про Глобальные проблемы человечества и Проблему Север-Юг.

Население мира. Современные демографические тенденции

Демография — наука о народонаселении. Население мира — это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

Изучением народонаселения занимается демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного движения населения проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности населения мира в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел

демографический взрыв — бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население Германии сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в Японии уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является низкая рождаемость.

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографическая политика — система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В развитых странах Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в Беларуси государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения» — степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

Прогнозируемая продолжительность жизни населения мира составляет 72 года для женщин и 68 лет для мужчин. Лидерами являются Япония, Сингапур и Франция, где продолжительность жизни более 80 лет. В Беларуси она составляет 72 года, в странах Африки (Замбия, Ангола, Свазиленд) — 45—50 лет.

С продолжительностью жизни тесно связана возрастная структура населения, влияющая на уровень развития хозяйства. Население среднего возраста самое трудоспособное, на него ложится ответственность за материальное обеспечение страны, за обеспечение людей пожилого возраста всеми необходимыми благами жизни. (Как решается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами в странах Европейского союза?) Численность населения пожилого возраста за последние 50 лет возросла более чем в два раза. Различия в качестве жизни населения усугубляют нестабильность взаимоотношений между странами и внутри их.

Значительная часть населения стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, стран Центральной Америки страдает от голода и недоедания. На территориях, где людям постоянно не хватает продуктов питания, проживает 2/3 населения мира. Отсюда высокий уровень детской смертности, низкая продолжительность жизни.

Различия в качестве жизни населения в разных регионах Земли сегодня являются одной из причин миграции населения. Перемещение людей из одной страны в другую, часто большими группами и на большие расстояния, происходит по экономическим, религиозным, национальным причинам, а также в результате войн, стихийных и экологических катастроф. В поисках работы люди переселяются в основном из развивающихся стран в развитые страны Европы, Северной Америки (трудовые миграции). В экономически развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и др., миграция существенно восполняет численность трудоспособного населения.

В последнее время отмечается рост нелегальной миграции в страны с более благоприятными социально-экономическими условиями, возрастание вынужденной миграции из-за вооруженных конфликтов и обострения межнациональных отношений, выезд лиц с высоким уровнем образования в США, Францию, Канаду, Швецию.

Основные современные миграционные потоки направлены из стран Северной Африки, Восточной Европы в Западную Европу, из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии — в США, из стран Центральной Азии — в Россию.

Основные современные демографические тенденции — это ускоренный рост численности населения мира за счет менее развитых стран; различия в качестве жизни населения между развитыми и развивающимися странами; приток иммигрантов в развитые страны. Сущность современных демографических проблем заключается в территориальной диспропорции динамики роста населения между высокоразвитыми и развивающимися странами мира.

Презентация "Демографическая ситуация в Россиии проблемы современной семьи" 11 класс

Демографическая

ситуация в России

и проблемы

современной семьи

ПЛАН 1. Демографические проблемы. 2. Тенденции развития современной семьи в РФ. 3. Государственная демографическая политика. Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.
  • Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.

Демографический кризис

(депопуляция)

- резкое снижение численности населения.

Демографический «взрыв»

- резкое увеличение численности населения.

Демографические кризисы в России XX в.

Кризис

Годы

Причины

Потери

I

1914-1922

Первая Мировая война, Гражданская война, революции, эмиграция, интервенция, эпидемия, голод

12-18 млн. чел.

II

1929-1934

Массовые выселения, репрессии, голод.

5-6,5 млн.чел.

III

1940-1946

Великая Отечественная война

21-27 млн.чел.

IV

1989-2006

Спад экономики, ухудшение эколо-гической обстановки, снижение жиз-ненного уровня и средней продол-жительности жизни, распад СССР

5 млн.чел.

Динамика численности населения России : Задание: проанализируйте данные диаграммы:

Основные критерии оценки демографии России с 1992 по 2010 гг. Причины неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ)
  • Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Семья

Современ-ная

Традици-онная

Многопоко-ленная

Мотивы разводов ?
  • Пьянство и наркомания
  • Конфликты и скандалы
  • Вмешательство родственников в отношения
  • Измены мужа или жены
  • Сексуальная несовместимость

В указанных мотивах можно выделить общую черту - отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей

Тенденции развития семьи в РФ:
  • Усиление проблем, препятствующих
  • браку: отсутствие жилья, достойного заработка; недостаточная социально- психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров.
  • Снижение экономической роли мужчины в семье.
  • Снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье.
Тенденции развития семьи в РФ:
  • Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов;
  • Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе;
  • Сокращение числа патриархальных семей;
  • Развитие семьи партнёрского типа;
  • Разрушение многопоколенной семьи, преобладание нуклеарной семьи;
  • Рост количества фактических, но юридически не оформленных семейных союзов ;
  • Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей, числа брошенных детей
Тенденции развития семьи в современной России

Рост числа регистрируемых браков

Увеличение возраста всту-пающих в брак

Увеличение возраста роди-телей на момент рождения первого ребёнка

Численность женщин пре-вышает числен-ность мужчин

Рост числа разводов

Сокращение среднего размера семьи

Тенденции развития семьи в современной России

1. Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена;

2. Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений;

3. Усиливается девиантное поведение в семье - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие;

4. Семья перестаёт зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и всё больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания;

Модель типичной (идеальной) семьи современного общества
  • Супружеская пара с детьми
  • Зарегистрированный брак.
  • Работающих в семье двое.
  • Среднее число членов семьи – 3,6 человека.

Распространённые отклонения от идеальной модели семьи

Неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов (одинокая мать с ребёнком)

Неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов (одинокая мать с ребёнком)

Распавшаяся семья из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод

Распавшаяся семья из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод

Семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму

Семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму

Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом

Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом

Демографическая политика –целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
  • Демографическая политика –целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Основные направления демографической политики государства
  • Модернизация системы социальной защиты семей (компенсация расходов, связанных с рождением и воспитанием ребёнка в первые годы его жизни) - «Родовые сертификаты»;
  • Стимулирование рождаемости - «Материнский капитал».
  • Разработка и реализация программ строительства жилья для молодёжи: ипотечное кредитование, выделение молодым семьям субсидий, …
Повзрослевший сын семьи О. создал свою семью, но отделяться от родителей не стал. В результате образовалась семья: Повзрослевший сын семьи О. создал свою семью, но отделяться от родителей не стал. В результате образовалась семья: 1) коллективистская 2) многопоколенная 3) нуклеарная 4) традиционная Для семейных отношений в РФ не является характерным: Для семейных отношений в РФ не является характерным: 1) негативная динамика браков и разводов 2) увеличение рождаемости 3) материальная неустроенность многих, особенно молодых семей 4) всё перечисленное Найдите в приведённом списке тенденции в демографическом положении современной России:
  • Увеличение трудоспособного населения
  • Старение населения
  • 3. Инфантилизация подрастающего поколения 4. Укрепление связей между поколениями 5. Сокращение количества брошенных детей 6. Сокращение числа традиционных семей
Домашнее задание: §17, эссе по теме:
  • «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»

Шопенгауэр Артур (1788-1860) - немецкий философ.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 1.Понятие семьи. 2.Функции семьи: А) репродуктивная Б) хозяйственная В) социализации Г) досуговая 3.Права и обязанности членов семьи. 4.Виды (типы) семьи: А)патриархальная(традиционная), партнёрская (демократическая) Б) многопоколенная, нуклеарная 5.Ресурсы семьи: А) экономические Б) информационные СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 1.Понятие о семье: А) семья как социальный институт. Б) семья как малая социальная группа 2. Функции семьи как соц.института: А) репродуктивная; Б) воспитательная; В) хозяйственно-бытовая; Г) эмоциональная; Д) защитная; Е) досуговая и др. 3.Тенденции развития современной семьи: А) изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе; Б) сокращение числа патриархальных семей; В) развитие семьи партнерского типа; Г) разрушение многопоколенной семьи; Д) преобладание нуклеарной семьи; Е) рост количества разводов, неполных семей и числа брошенных детей; 4.Государство и семья: А) регулирование семейных отношений; Б) демографическая политика государства; В) государственная поддержка семей (многодетных, малообеспеченных).

3. Демографические тенденции современного общества

Сложившаяся в настоящее время возрастная структура населения в большинстве стран мира уже аккумулировала в себе инерцию, направленную на дальнейшее старение в ближайшие десятилетия. Демографическая ситуация состоит из целого ряда подпроблем, каждая из которых имеет разный вес с точки зрения социальной значимости. Принято считать, что наиболее актуальная из них – рождаемость, а следующая по значимости – старение населения.

В докладах международных организаций убедительно показано, что последствия старения примерно одинаковы для большинства стран и, следовательно, направления ответных мер, в общем, известны. Но законы «классической механики», действующие в высокоразвитых странах, могут причудливо преломляться в специфических условиях стран с переходной экономикой.
В Российской Федерации насчитывается более 30 млн. человек пенсионного, т.е. старше трудоспособного возраста. Доля людей пенсионного возраста в структуре населения с 2000 года превышает долю детей до 15 лет и будет постепенно изменяться в сторону превышения доли пожилого населения. В период до 2008 года доля лиц пожилого возраста осталась относительно стабильной, однако в период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения.

Отчасти это эффект подъема рождаемости, т.е. послевоенного «бэби–бума» (он наблюдался и в России, хотя в меньшей степени, чем в США) и спада рождаемости начала 1990-х. Обеспечиваемое высокой рождаемостью «молодое общество», как это было всегда в истории, в сменяется, в основном, из-за низкой рождаемости, а в России еще и из-за сверхсмертности в трудоспособных возрастах, обществом пожилых.

Такой город «пожилых» как Санкт-Петербург принято рассматривать как модельный с точки зрения тенденций развития демографических процессов, поскольку характерные для страны особенности здесь проявляются несколько раньше. В крупнейших городах мира, наибольшее влияние на динамику процесса старения населения оказывает наличие доступной и качественной медицинской помощи и снижение рождаемости.

В то же время в сельской местности на первый план могут выйти такие причины, как пониженный, по сравнению с городом, риск гибели населения в детском и среднем возрасте от дорожно-транспортных происшествий, экологически более благоприятные условия, преимущественно активный образ жизни населения и другие факторы.

Численность населения Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2006 года составила 4 580,0 тыс. чел., из них люди старшего возраста составили – 1098,4 тыс. человек, то есть 24%. К началу 2006 года доля пожилых граждан в возрасте 65 лет и старше составила в числе жителей города 15% или около 700 тыс. человек.

Пожилые граждане старше 80 лет составляют 123685 человек, старше 90 лет – 14847 человек и старше 100 лет - 179 человек (12). По прогнозным данным Росстата, при сохраняющейся динамике основных демографически процессов, число пожилых людей вырастет к 2026 году до 1231,2 человек, что составит 28,9% от численности всего населения города.

Как уже было отмечено, возрастная структура современного российского населения деформирована также вследствие послевоенного «беби-бума», приведшего к многочисленным когортам, рожденным в конце 1940-х и 1950-х годах. Ныне это поколение приближается к пенсионному возрасту, создавая так называемый «пенсионный пузырь».

Существенным является и то, что пик неестественной смертности мужчин (в основном) в возрасте 45-55 лет (13) дополняется быстрым ростом численности женщин (в основном) в возрасте старше 80 лет. Уровень смертности в России самый высокий среди европейских стран (15 на 1000 человек в год, в среднем по ЕС 6,7 на 1000 в год, в Румынии и Латвии – по 11, а в Швеции – менее 6 на 1000 человек в год) (14). «Вымывание» из состава населения граждан трудоспособного возраста (особенно мужчин) в условиях низкой рождаемости (недостаточной для простого воспроизводства населения), безусловно, сказывается на среднем возрасте населения и оказывает влияние на процесс его относительного старения. С точки зрения многих специалистов именно эта ситуация, а не низкая рождаемость, является приоритетной демографической проблемой в России.

Количество смертей за год в мире на каждую тысячу человек.

К особенностям демографических процессов в России и Санкт-Петербурге относятся асимметрия половой структуры и неравномерность замещения поколений. В старших возрастных группах половая диспропорция постоянно нарастает и к возрасту 70 лет (и старше) доходит до 2610 женщин на 1000 мужчин (15).

Этот дисбаланс во многом отражает разное отношение мужчин и женщин к своему здоровью и разный уровень смертности от «неестественных причин». Однако в его основании могут быть и более высокие требования общества к мужчинам, сохраняющееся отношение к ним как «кормильцам», в то время как женщины «сузили» свои обязанности до рождения одного-двух детей.

Низкая рождаемость, суженное воспроизводство населения, сверхсмертность населения в рабочих возрастах, особенно среди мужчин, влекут за собой:

- высокий уровень феминизации поколения людей старшего возраста, феномен отсутствия супружеской пары, разрушение семейной солидарности,
- маловероятность братско-сестринских отношений в старшем возрасте,
- затруднения в поиске и нахождении брачного партнера женщинами, вдовство, и, зачастую, одиночество на этапе позднего онтогенеза, продолжительность которого все более увеличивается.

На фоне общественного внимания к экологическим, энергетическим, ресурсным  проблемам человечества старение было воспринято мировой общественностью как новая угроза устойчивому развитию общества. Но рискнем предположить, что это происходит потому, что для современного человека становится естественным мышление в терминах риска.

Демографические изменения были осознаны как кризисные, хотя по значительному числу параметров они лишь переносят акценты со сложившихся областей общественного регулирования на новые. В частности, возможный рост затрат со стороны государства и общества в сфере здравоохранения и социальной политики действительно требует выработки новых подходов к их планированию. Необходимо «перебросить» их  для использования старшими поколениями.

Так, у нас существует оставшаяся с советских времен неплохая инфраструктура детской медицины – детские поликлиники, специализированные медицинские ВУЗы, выпускающие педиатров различной специализации. Видимо, это - первое, что нужно частично перепрофилировать (важно рассчитать меру!), т. е. открыть больше гериатрических кабинетов или создать специализированные поликлиники, больше студентов готовить как гериатров.

Пока же ощущается значительный дефицит квалифицированных кадров для работы с пожилыми там, где она ведется, или полное отсутствие специализированной помощи. В общественном сознании присутствуют скорее страшилки, чем трезвый анализ необходимых мер адаптации. О необходимости соблюдать вежливость и меру в разных ситуациях напоминает А. Васильев: Le faux pas или как вести себя в приличном обществе (16)

Безусловно, необходимо менять и принятый взгляд на старение как на все более неполноценную взрослость, потерю нормальной способности функционирования, которая однонаправленно растет. Он оказался непродуктивным и односторонним – сведенным к медико-биологическому фокусу, перегруженным рассуждениями о неизбежном нарастании патологий и болезней.

Впрочем, редуцированное до нарастания болезней понимание старения - естественное следствие контрпродуктивных отношений общества с одним из своих институтов, т. е. медициной, которая, в свою очередь, никак не может переосмыслить/найти свою роль в сохранении здоровья людей, а не лечении их болезней.

Однако сдвиги в возрастной структуре современного общества заметно меняют как межпоколенческие и социально-экономические  взаимоотношения и взаимодействия, так и характер распределения общественных ресурсов, о чем далее будет сказано подробнее.

Контрольные вопросы

- В каких странах в настоящее время продолжительность жизни самая высокая и самая низкая?
- Какова средняя продолжительность жизни женщин и мужчин в России?
- Почему динамика продолжительности жизни  мужчин и женщин в России различается?

Демографические изменения | Организация Объединенных Наций

Ожидается, что население мира увеличится на два миллиарда человек , с 7,7 миллиарда в настоящее время до 9,7 миллиарда в 2050 году, прежде чем достигнет пика в почти 11 миллиардов человек к концу века, поскольку коэффициенты рождаемости продолжают снижаться. Прогнозируется, что в этот период население мира будет все больше и больше становиться городским, в то время как количество детей в возрасте до 5 лет будет меньше, чем среди лиц в возрасте 65 лет и старше.

Ожидается, что половина прироста мирового населения в период до 2050 года будет приходиться всего на девять стран : Индия, Нигерия, Пакистан, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Танзания, Индонезия, Египет и Соединенные Штаты Америки. (в порядке убывания увеличения).Население стран Африки к югу от Сахары, вероятно, удвоится, а население Европы сократится.

Тем временем люди в движении. В то время как процент международных мигрантов оставался около 3 процентов от мирового населения за последние два десятилетия, их число увеличилось более чем наполовину с 2000 года. В то же время количество людей, вынужденных покинуть свои дома, резко возросло. из-за затяжных конфликтов и может еще больше увеличиться из-за изменения климата и деградации окружающей среды. Подавляющее большинство потоков беженцев и мигрантов направляется в страны глобального Юга.

В некоторых регионах мира молодые люди (в возрасте от 15 до 24 лет) составляют значительную и быстрорастущую часть населения. В странах Африки к югу от Сахары, где, по прогнозам, общая численность населения на удвоится к 2050 году , население трудоспособного возраста (с 25 до 64 лет ) растет быстрее, чем в любой другой возрастной группе. В большинстве стран Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна уже наблюдался подобный рост числа молодых людей, за которым последовал рост числа людей в трудоспособном возрасте.

Пока он длится, относительный рост населения трудоспособного возраста дает возможность для ускоренного экономического роста: так называемый «демографический дивиденд» . В этом контексте усилия по достижению Целей устойчивого развития - таких как искоренение голода, обеспечение здорового образа жизни, содействие образованию и обучению на протяжении всей жизни, создание рабочих мест, улучшение социальной защиты и сокращение неравенства - могут усилить эти тенденции и привести к расширению возможностей. .

В то же время рост числа молодых людей может усугубить проблему государственных финансов, изо всех сил пытающихся предоставлять услуги молодым людям сегодня, а также проблему, стоящую перед обществом в ближайшие десятилетия, когда оно изо всех сил пытается справиться со старением населения.

Пожилые люди (в возрасте 65 лет и старше) сегодня составляют самую быстрорастущую возрастную группу в мире. В мировом масштабе впервые в 2018 году пожилых людей превысили количество детей в возрасте до пяти лет , а к 2050 году пожилых людей будет больше, чем подростков и молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет). Некоторые регионы, такие как Европа и Восточная Азия, уже сталкиваются с серьезными проблемами в поддержке и уходе за своим пожилым населением. По мере того как продолжительность жизни продолжает увеличиваться, пожилые люди, вероятно, будут играть более значительную роль в обществе и экономике.Мы должны адаптировать системы образования, здравоохранения и социальной защиты, чтобы обеспечить систему общественной безопасности для этой растущей возрастной группы.

С самых ранних дней миграция давала людям возможности. В 2019 году международные мигранты - люди, живущие за пределами своей страны происхождения - насчитывали около 272 миллионов человек, или почти , 3,5 процента от 9000 населения мира4. В 2000 году этот показатель составлял 2,8%. Азия принимает самое большое количество международных мигрантов, но в последние годы в Африке наблюдается самый быстрый рост.Большая часть международной миграции происходит между странами в одном географическом регионе.

Люди переезжают по разным причинам, включая работу, семью и образование. Однако все больше людей покидают свои дома и общины в результате насилия, преследований, лишений или стихийных бедствий, в том числе в результате изменения климата. В совокупности эти факторы привели в последние десятилетия к рекордно высокому количеству вынужденных переселенцев: более 70 миллионов в 2018 году , в том числе около 26 миллионов беженцев. С 2012 года количество беженцев, находящихся на попечении Агентства ООН по делам беженцев, УВКБ ООН, почти удвоилось. Почти четыре из пяти беженцев живут в стране, граничащей с их страной происхождения.

Торговцы людьми использовали уязвимость мигрантов. Это один из факторов, который побудил правительства принять Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции в 2018 году. Это не юридически обязательный документ, а основа для поддержки международного сотрудничества в области миграции.

До 2009 года человек проживало в сельской местности больше, чем в городах. Сегодня около 55 процентов мирового населения проживает в городах, при этом уровень урбанизации, по прогнозам, достигнет почти 70 процентов к 2050 году. Большая часть роста городского населения будет происходить в Азии и Африке, особенно в Китай, Индия и Нигерия, где уровень рождаемости остается высоким.

Как и миграция, урбанизация требует эффективного управления со стороны национальных и местных властей. В настоящее время города занимают менее 2 процента общей площади земли, но производят 80 процентов глобального валового внутреннего продукта (ВВП) и более 70 процентов выбросов углерода. Скорость и масштабы урбанизации создают проблемы для обеспечения доступности надлежащего жилья, инфраструктуры и транспорта, а также создают конфликты и насилие. Около одного миллиарда человек классифицируются как «городская беднота» и в основном проживают в неформальных городских поселениях.

В то же время требуются более активные усилия для того, чтобы люди, живущие в сельской местности, не остались позади, в том числе с точки зрения доступа к цифровой экономике и обществу. Мелкие фермеры, скотоводы и коренные народы играют жизненно важную роль в производстве продуктов питания и защите нашего природного капитала.

Создание новой демографической ситуации в Нагорном Карабахе губительно - EURACTIV.com

Незаконные поселения Армении на оккупированных территориях Азербайджана еще больше осложняют мирный процесс по Нагорному Карабаху, пишет Васиф Гусейнов.

Васиф Гусейнов - старший советник Центра анализа международных отношений Азербайджана.

Растущая нестабильность и опасно непредсказуемая ситуация в конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов еще больше усугубляется все большим количеством провокаций со стороны армянской стороны.

Ободренная военной поддержкой, которой она пользуется со стороны своих внешних покровителей, Армения даже начала атаковать подразделения азербайджанской армии на территориях за пределами оккупированного региона, о чем свидетельствуют столкновения между двумя сторонами в июле 2020 года в Товузском районе Азербайджана.

Через несколько недель после этой эскалации армяне сделали еще один провокационный шаг, продвигая незаконные поселения на оккупированных территориях Нагорного Карабаха и за его пределами, признанные на международном уровне как принадлежащие Азербайджану.

5 августа, после взрыва в Бейруте, Ливан, армянские СМИ сообщили о решении лидера подчиненного Армении режима в Нагорном Карабахе Араика Арутюняна иммигрировать ливанских армян численностью от 100 до 150 семей.

По сообщениям, к концу августа в регион прибыли 2 семьи, которым местными властями были предоставлены необходимые жилищные условия.

Армяне, живущие за границей, считаются излюбленным народом для этой цели, поскольку местные армяне протестуют против предложений разрешить приток других наций в их поразительно моноэтническое и поразительно националистическое общество, даже несмотря на то, что это поддерживается правительством как возможное средство от внутренний демографический кризис.

Иммиграция армян, проживающих в зарубежных странах, является частью политики Армении по заселению оккупированных территорий с целью закрепления оккупации и создания свершившегося факта для будущих переговоров о статусе региона.

Бако Саакян, предшественник Арутюняна, определил расширение поселений на прилегающих территориях вокруг Нагорного Карабаха в качестве приоритета на 2017-2020 годы. В 2018 году впервые были выделены средства (800 000 долларов США) из бюджета оккупационного режима. выделены для заселения и развития новых поселений в этом районе.

Азербайджан давно предупредил, что Армения, нарушая международно признанные законы и нормы, в том числе Женевскую конвенцию 1949 года и Дополнительные протоколы к ней, строит поселения в Нагорном Карабахе и прилегающих регионах, хотя в соответствии с международным правом заявляет, что захватывает территории другого государства силой не разрешается заселять эту территорию своими гражданами.

Эти опасения были подтверждены миссиями ОБСЕ по установлению фактов в 2005 и 2010 годах и спутниковыми снимками населенных пунктов. Миссия ОБСЕ по установлению фактов на оккупированных территориях в период с 30 января по 5 февраля сообщила о свидетельствах появления новых поселений на оккупированных территориях.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, международного органа, которому поручено посредничество в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, подчеркнули, что «продолжительное продолжение этой ситуации может привести к свершившемуся факту, который серьезно осложнит мирное урегулирование. процесс.”

Они «препятствуют [г] дальнейшему заселению оккупированных территорий Азербайджана» и «призывают [г] стороны […] избегать изменений в демографической структуре региона, которые затруднили бы любые будущие усилия по достижению урегулирование путем переговоров ».

Подобно четырем резолюциям (1993 г.) Совета Безопасности ООН, которые требовали немедленного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, призыв Минской группы ОБСЕ к приостановке поселений не повлиял на процесс.

Минская группа в ходе другой миссии по установлению фактов с 7 по 12 октября 2010 г. обнаружила события, наносящие ущерб мирному процессу, включая новые незаконные поселения этнических армян. Обнаружив поселение около 14 000 армян в семи оккупированных районах Азербайджана, они призвали армян «[…] избегать любых действий на территориях […], которые могут нанести ущерб окончательному урегулированию или изменить характер этих территорий».

Азербайджан рассматривает строительство новых поселений на оккупированных территориях как «еще одно свидетельство целенаправленных усилий по созданию новой демографической ситуации на местах и ​​предотвращению возвращения азербайджанских перемещенных лиц в свои дома».

Министерство иностранных дел Азербайджана утверждает, что Армения должна быть привлечена к ответственности за свою незаконную деятельность на оккупированных территориях Азербайджана, названных так многими международными организациями, включая Европейский курс по правам человека.

Постановление суда от 2015 года постановило, что Армения осуществляет эффективный контроль над оккупированным регионом Азербайджана и несет за них ответственность в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека.

Тем не менее, крупные государства и международные организации, которые обладают властью влиять на этот процесс и способствовать деоккупации азербайджанских территорий, похоже, не хотят предпринимать никаких действий.Это происходит на фоне громкой критики и практических мер со стороны этих государств, например, в отношении поселений Израиля на палестинских территориях.

Такая непоследовательная международная политика и поддержание двойных стандартов не только угрожают международному миру и безопасности, но также в конечном итоге легализуют незаконную деятельность и побуждают других достигать своих незаконных целей с помощью силы и нарушения международного права и норм.

Поэтому важно, чтобы все государства и международные организации заняли твердую позицию в отношении поселений Армении на оккупированных территориях Азербайджана и потребовали от ее лидеров положить конец постепенной экспроприации этих территорий.

Демографические сдвиги, пробелы в представительстве и будущее Америки

За последние четыре десятилетия в США произошли значительные демографические изменения. Модели иммиграции изменили наш расовый состав, достижения медицины состарили наше население, продлив нам жизнь, а экономические силы заставили нас учиться на беспрецедентном уровне.Преобразования такого масштаба сформируют социальный и политический ландшафт этого века, а также станут испытанием для многих институтов общества.

Исторически сложилось так, что политические институты США изо всех сил пытались представить общество, демографически отличное от его электората. Систематическое лишение избирательных прав женщин и цветных сообществ, например, способствовало процессу государственной политики, в котором игнорировалась и не обслуживалась значительная часть населения. Функционально они создали то, что авторы называют пробелами в представительстве, - разницу между процентом избирателей, принадлежащих к данной группе, и процентом всего населения, принадлежащего к той же группе.

Подобные репрезентативные пробелы сохраняются в современной американской политике. Очевидно, что они различаются по размеру и возникают в результате разных процессов, но проблемы, которые они вызывают, схожи. Учитывая их постоянное существование, цель этого отчета заключается в следующем:

  • Задокументируйте пробелы в представительстве, которые мы наблюдали по возрасту, образованию, полу и расе за последние несколько десятилетий.
  • Предскажите, как могут выглядеть эти пробелы в будущем, используя наилучшие доступные демографические прогнозы и данные о явке.
  • Помогите обсудить проблемы репрезентации, с которыми Соединенные Штаты могут столкнуться в ближайшие десятилетия, и какие решения могут лучше всего сработать для их решения.

Этот новый анализ показывает, что чрезмерное представительство белых и недопредставленность меньшинств было определяющей чертой американской политики на протяжении десятилетий. Фактически, в отчете делается вывод о том, что в настоящее время мы можем находиться на пиковом уровне как чрезмерной, так и недопредставленности. Он также обнаруживает, что чрезмерная представленность белых, вероятно, уменьшится в будущем, поскольку недопредставленность латиноамериканцев и азиатов значительно снизится из-за прогнозируемого роста гражданства среди этих групп.Эта тенденция будет особенно заметна в штатах, которые в настоящее время имеют самый высокий пробел в представлении белых, таких как Аризона, Калифорния и Техас. К 2060 году мы ожидаем, что штаты с наибольшим пробелом в представлении белых будут внутренними штатами, такими как Канзас, Юта и Вайоминг.

Однако, хотя в ближайшие десятилетия пробелы в представительстве, вероятно, сократятся, они никоим образом не будут устранены. Значительная перепредставленность белых и недопредставленность латиноамериканцев и азиатских / других стран, вероятно, сохранятся, в первую очередь из-за разрыва в участии, отражающего относительно низкий уровень регистрации и явки последних групп. Моделирование показывает, что наиболее успешный путь минимизации пробелов в представительстве в будущем заключается в выравнивании показателей регистрации и явки по гонкам, возможно, благодаря некоторому сочетанию реформы регистрации и изменений в практике мобилизации. Прогресс в этом направлении оставит лишь небольшой разрыв в представительстве из-за более молодой возрастной структуры среди латиноамериканцев и азиатов / других. Это также способствовало бы выравниванию разрывов представительства на президентских выборах и выборах в Конгресс, в отличие от нынешней ситуации, когда разрыв в представительстве в Конгрессе намного больше.

Прочтите и загрузите прошлогодний отчет , «Избирательное будущее Америки: как изменение демографии может повлиять на президентские выборы в 2016–2032 годах».

Демографические

Демографические Пропустить навигацию IES

NCES

Национальный центр статистики образования
  • Обзоры и программы
    • Годовые отчеты
      • Состояние образования Сборник статистики образования Статус и тенденции в образовании расовых и этнических групп Прогнозы статистики образования Показатели школьной преступности и безопасности Тенденции в показателях отсева и окончания средней школы в США
    • Национальные оценки
      • Национальная оценка образовательного прогресса (NAEP) Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
    • Международные оценки
      • Программа международной деятельности (IAP)
    • Раннее детство
      • Лонгитюдное исследование в раннем детстве (ECLS) Национальное обследование домашнего образования (NHES)
    • Начальное / Среднее
      • Общее ядро ​​данных (CCD) Программа вторичных лонгитюдных исследований Демографические и географические оценки образования (EDGE) Национальный опрос учителей и директоров школ (NTPS) Больше. ..
    • Библиотека
      • Программа библиотечной статистики
    • Высшее образование
      • Бакалавриат и не только (B&B) Статистика карьеры / технического образования (CTES) Интегрированная система данных о послесреднем образовании (IPEDS) Национальное исследование помощи студентам послешкольного образования (NPSAS) Больше...
    • Системы данных, использование и конфиденциальность
      • Общие стандарты данных об образовании (CEDS) Национальный форум по статистике образования Программа грантов по системам продольных данных в масштабе штата - (SLDS) Больше...
    • ресурсов
      • Дистанционное обучение по набору данных Национальный кооператив послесреднего образования (NPEC) Программа статистических стандартов Больше...
  • Данные и инструменты
    • Загрузки Microdata / Raw Data
      • EDAT Проект Delta Cost Дата-центр IPEDS Как подать заявку на лицензию на ограниченное использование
    • Онлайн-анализ
      • Таблицы ASC-ED Лаборатория данных Элементарная вторичная информационная система Международный обозреватель данных Дата-центр IPEDS Проводник данных NAEP
    • Поиск школ и колледжей
      • Панель управления ACS Штурман колледжа Частные школы Районы государственных школ Общеобразовательные школы Искать школы и колледжи
    • Инструменты сравнения
      • Профили штатов NAEP (национальный отчет. правительство) Поиск коллег по финансам округа государственных школ Центр статистики финансирования образования Дата-центр IPEDS
    • Инструменты анкеты
      • Инструмент вопросов NAEP Инструмент вопросов NAAL
    • Географические инструменты
      • Панель управления ACS-ED Карты ACS-ED CollegeMap Поиск локали MapEd SAFEMap Школьный и районный навигатор
    • Прочие инструменты
      • Библиография Реестр данных ED
  • Fast Facts
    • Оценки Раннее детство Начальная и средняя школа Библиотека Высшее образование и за его пределами Ресурсы
  • Новости и события
    • Блог NCES Что нового в NCES Конференции / Обучение NewsFlash Возможности финансирования Пресс-релизы StatChat
  • Публикации и продукты
    • Поиск публикаций и продуктов Ежегодные отчеты Лицензии на данные с ограниченным использованием

Попытка переоценки с помощью демографической инженерии

Аганоглу, Х. Йылдырым (2001) Османлы'дан Джумхуриет'е Балканларин Макуш Талихи: Геч , Стамбул: Кум Саати.

Акчам, Танер (2008) ‘Ermeni Meselesi Hallolunmuştur’: Osmanlı Belgelerine Göre Savaş Yıllarında Ermenilere Yönelik Politikalar , Стамбул: İletişim Yayınları.

Aktar, Ayhan (2006a) Türk Milliyetçiliği, Gayrımüslimler ve Ekonomik Dönüşüm , Стамбул: İletişim Yayınları.

Aktar, Ayhan (2006b) Varlık Vergisi ve Türkleştirme Politikaları , 8-е издание, Стамбул: İletişim Yayınları.

Александрис, Алексис (1992) Греческое меньшинство в Стамбуле и греко-турецкие отношения 1918–1974 гг. , Афины, Центр малоазиатских исследований.

Арслан, Хусейн (2001) 16. г. Osmanlı Toplumunda Yönetim, Nüfus, İskân, Göç ve Sürgün , İstanbul, Kaknüs Yayınları.

Авнер, Леви (1996) Türkiye Cumhuriyeti’nde Yahudiler , Стамбул, İletişim Yayınları.

Белл-Фиалкофф, Эндрю (1993), «Краткая история этнических чисток», в Foreign Affairs, 72: 3, стр. 110-121.

Bali, Rıfat N. (2000) Cumhuriyet Yıllarında Türkiye Yahudileri: Bir Türkleştirme Serüveni [1923-1945] , 2 nd ed., Istanbul, İletişim Yayınları.

Баркан, Омер Лутфи (1949-1950), «Osmanlı İmparatorluğu’nda Bir İskân ve Kolonizasyon Metodu Olarak Sürgünler», в İstanbul Üniversitesi İktisat Fakültesi Mecmuası ,. XI, № 1-4, стр. 524-569.

Баркан, Омер Лутфи (1951-1952) ‘Osmanlı İmparatorluu’nda Bir İskân ve Kolonizasyon Metodu Olarak Sürgünler,” в İstanbul Üniversitesi İktisat Fakültesi Mecmuası, vol. XIII, № 1-4, стр. 56-78.

Баркан, Омер Лутфи (1953–1954) «Османлы Импараторлугу'нда Бир Искан ве Колонизасьон Методу Оларак Сюргюнлер», Стамбул Юниверситези İktisat Fakültesi Mecmuası, vol. XV, № 1-4, стр. 209-237.

Bloxham, Donald (2005) Большая игра в геноцид: империализм, национализм и уничтожение османских армян , Oxford: Oxford University Press.

Книжник, Милица Жаркович (1997) Демографическая борьба за власть: политическая экономия демографической инженерии в современном мире , Лондон и Портленд, Или, Фрэнк Касс.

Брубейкер, Роджерс (1996) Новый взгляд на национализм: национальность и национальный вопрос в Новой Европе , Кембридж, издательство Кембриджского университета.

Чагаптай, Сонер (2006) Ислам, секуляризм и национализм в современной Турции: кто турок , Лондон и Нью-Йорк, Routledge.

Cagaptay, Soner (2004) «Раса, ассимиляция и кемализм: турецкий национализм и меньшинства в 1930-е годы», в Middle Eastern Studies, vol. 40, № 3, стр.86-101. URL: http://www.jstor.org/stable/4289913

Клэйс, Грегори (2000) «Выживание наиболее приспособленных и истоки социального дарвинизма», в Journal of the History of Ideas, vol. 61, № 2, стр. 223-240. URI: http://dx.doi.org/10.1353/jhi.2000.0014

Дэвисон, Родерик (1977) «Национализм как османская проблема и ответ османов», в «Национализм в ненациональном государстве», Уильям В. Хаддад и Уильям Оксенвальд (ред.), Стр. Издательство государственного университета Огайо.

Doğan, Atila (2006) Osmanlı Aydınları ve Sosyal Darwinizm, İstanbul, İstanbul Bilgi Üniversitesi Yayınları.

Dündar, Fuat (2001) İttihat ve Terakki’nin Müslümanları İskân Politikası (1913-1918), İstanbul, İletişim Yayınları.

Дюндар, Фуат (2006) «Политика поселений Комитета Союза и Прогресса 1913-1918», в Турция за пределами национализма, Ханс-Лукас Кизер (ред.), Стр. 37-42, Лондон и Нью-Йорк, IB Tauris.

Dündar, Fuat (2008) Modern Türkiye’nin ifresi: İttihat ve Terakki’nin Etnisite Mühendisliğ (1913-1918) , Стамбул, İletişim Yayınları.

Эдиб, Халид (1930) Турция смотрит на запад, Нью-Хейвен, Коннектикут, Издательство Йельского университета.

Гаврих, Джордж У. (1986) «Культура и политика насилия в турецком обществе, 1903-14», в Middle Eastern Studies, vol. 22, № 3, стр. 307-330. URL: http://www.jstor.org/stable/4283125

Guttstadt, Corinna Görgü (2006) «Лишение немусульман гражданства как часть политики тюрцификации в первые годы существования Турецкой Республики: дело турецких евреев и его последствия во время Холокоста», в Турция за пределами национализма, Ханс-Лукас Кизер (изд. ), стр. 50-56, Лондон и Нью-Йорк, I. B. Tauris.

Halaçoğlu, Ahmet (1994) Balkan Harbi Sırasında Rumeli’den Türk Göçleri (1912-1913), Ankara, Türk Tarih Kurumu Basımevi.

İnalcık, Halil (1954) «Османские методы завоевания», в Studia Islamica, II, стр. 103-129. URL: http://www.jstor.org/stable/1595144

İpek, Nedim (1994) Rumeli’den Anadolu’ya Türk Göçleri, Ankara, Türk Tarih Kurumu Basımevi.

Елавич, Барбара (1983) История Балкан, 2 тома., Кембридж, издательство Кембриджского университета.

Калионский, Алексей (2002) «Этническая принадлежность и миграции: случай Болгарии, 1830-1915 гг.» В книге « Разрушение и изменение формы: ранние этапы национального строительства на Балканах», Марко Дого и Гвидо Франзинетти (ред.), Стр. 81-102, Равенна, Лонго Эдиторе.

Карпат, Кемаль (1973) Исследование социальных основ национализма в Османском государстве: от социальных сословий к классам , От миллетов к нациям, Принстонский университет.

Карпат, Кемаль Х. (1985) Османское население 1830-1914, Мэдисон, Висконсин, Университет Висконсина Press.

Кили, Суна; Gözübüyük, eref (2000) Türk Anayasa Metinleri, İstanbul, Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları.

Ле Вин, Виктор Т. (1997) «Концептуализация« этнической принадлежности »и« этнического конфликта »: новый взгляд на противоречие», в Studies in Comparative International Development, vol. 32, № 2, стр. 45-75. URI: http: // dx.doi.org/10.1007/BF02687324

Майкл Манн (2005) Темная сторона демократии, объясняющая этническую чистку, C ambridge, Cambridge University Press.

Маккарти, Джастин (1995) Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман 1821-1922, Принстон, Нью-Джерси, The Darwin Press, Inc.

МакГарри, Джон (1998) «Демографическая инженерия: управляемое государством движение этнических групп как метод урегулирования конфликтов», в Ethnic and Racial Studies, vol. 21, № 4 (июль 1998 г.), стр. 613-638. URI: http://dx.doi.org/10.1080/014198798329793

МакГарри, Джон; О’Лири, Брендан (ред.) (1993) Политика регулирования этнических конфликтов, Лондон и Нью-Йорк, Routledge.

Мейер, Джеймс Х. (2007) «Иммиграция, возвращение и политика гражданства: российские мусульмане в Османской империи, 1860-1914», в International Journal of Middle East Studies, 39, стр. 15-32. URI: http://dx.doi.org/10.1017/S0020743807212516

Незир, Ханьдан (2001) Аспекты социальной и политической мысли османских военных , 1908-1914, доктор философии.Докторская диссертация, Манчестерский университет.

Окутан, М. Чагатай (2004) Tek Parti Döneminde Azınlık Politikaları, İstanbul, İstanbul Bilgi Üniversitesi Yayınları.

Орхонлу, Дженгиз (1973) ‘Yunan İşgalının Meydana Getirdiği Göç ve Yunanlıların Yaptıkları Tehcir’ в Sonuçları Hakkında Bazı Düşünceler, в Belleten, vol. XXXVII, № 148, стр. 485-495.

Öktem, Kerem (2009) «Отпечаток нации: демографическая инженерия и изменение топонимов в республиканской Турции», в European Journal of Turkish Studies, Thematic Issue n ° 7, Demographic Engineering - Part I, URL: http: / / www.ejts.org/2243

Павлович, Стеван К. (1999) История Балкан 1804-1945, Лондон и Нью-Йорк, Longman.

Пентзопулос, Дмитрий (1962) Балканский обмен меньшинствами и его влияние на Грецию , Париж, Mouton & Co.

Пинсон, Марк (1970) Демографическая война: аспект османской и российской политики, 1854-1866, Неопубликованная докторская диссертация, Кембридж, Гарвардский университет.

Поултон, Хью (1997) Цилиндр, Серый волк и Полумесяц: Турецкий национализм и Турецкая Республика , Лондон, Hurst & Company.

Шехла, Джозеф (1993) «Идеологические корни перемещения населения», в Third World Quarterly, vol. 14, № 2, стр. 239-275. URI: http://dx.doi.org/10.1080/01436599308420324

Смит, Энтони Д. (2001) Национализм, Кембридж, Polity Press.

Ставрианос, Л. С. (2000) Балканы с 1453 года, Лондон, Hurst & Company.

Чекер, Несим (2005) «Формирование идентичности и политическая власть в поздней Османской империи и ранней Турецкой республике», в Historia Actual Online, n ° 8, стр.59-67. URL: http://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=1993849

Чекер, Несим (2007), «Демографическая инженерия в поздней Османской империи и армяне», в Middle Eastern Studies, 43: 3, стр. 461-474. URI: http://dx.doi.org/10.1080/00263200701246157

Текели, Ильхан (1990) ‘Osmanlı İmparatorluu’ndan Günümüze Nüfusun Zorunlu Yer Değiştirmesi ve İskan Sorunu,” в Toplum ve Bilim, 50, pp. 49-71.

Ülker, Erol (2005) «Контекстуализация« тюрцификации »: построение нации в поздней Османской империи, 1908-1918», в книге « Наций и национализм», 11 (4), стр.613-636.

Ülker, Erol (2007) «Ассимиляция мусульманских общин в первое десятилетие Турецкой Республики (1923-1934)», в European Journal of Turkish Studies, URL: http://www. ejts.org/822

Ülker, Erol (2008) «Ассимиляция, безопасность и географическая национализация в Турции между двумя мировыми войнами: Закон о поселениях 1934 года», в European Journal of Turkish Studies, Issue n ° 7, Demographic Engineering - Part I, URL: http: / /www.ejts.org/2123

Юнгёр, Угур Юмит (2008) «Географии национализма и насилия: переосмысление« социальной инженерии »младотурков», в European Journal of Turkish Studies, Issue n ° 7, Demographic Engineering - Part I, URL: http: // www.ejts.org/2583

Weiner, Myron; Тейтельбаум, Майкл С. (2001) Политическая демография, демографическая инженерия, Нью-Йорк и Оксфорд, Berghahn Books.

Йеген, Месут (2002) ‘Yurttaşlık ve Türklük,” в Toplum ve Bilim, 93 (лето 2002 г.), стр. 200-217.

Йылдыз, Ахмет (2001) « Ne Mutlu Türküm Diyebilene»: Тюрк Улусал Кимлиджинин Этно-Секюлер Сынырлары (1919-1938) , Стамбул, İletişim Yayınları.

Zürcher, Erik-Jan (2008) «Поздняя Османская империя как лаборатория демографической инженерии», в http: // www. sissco.it/fileadmin/user_upload/Attivita/Convegni/regioni_multilingue/zurcher.pdf

Особенности и пути развития современных международных отношений

В настоящее время современные международные отношения характеризуются динамичным развитием, разнообразием взаимодействий и непредсказуемостью. Ушла холодная война и, соответственно, биполярное противостояние. Время перехода от биполярной системы к становлению современной системы международных отношений начинается с 1980-х годов, в период политики Михаила Горбачева, и это было в период «перестройки» и «нового мышления».

В настоящее время, в эпоху постбиполярного мира, статус единственной сверхдержавы - США является «вызовом», что говорит о том, что сегодня количество держав, готовых бросить вызов Соединенным Штатам, быстро увеличивается. По крайней мере, на данный момент две сверхдержавы являются очевидными лидерами на международной арене и готовы бросить вызов Америке - России и Китаю. А если учесть взгляды Евгения Примакова в его книге «Мир без России? Что такое политическая близорукость», то в его прогнозных оценках роли гегемона Соединенные Штаты поделятся с Евросоюзом, Индией, Китаем, Южная Корея и Япония.[1]

В этом контексте стоит отметить важные события в международных отношениях, демонстрирующие становление России как независимого от Запада страны. В 1999 году во время бомбардировки Югославии силами НАТО Россия защищала Сербию, что подтвердило политику независимости России от Запада. [2]

Также необходимо упомянуть выступление Путина перед послами в 2006 году. Следует отметить, что встреча послов России проводится ежегодно, но в 2006 году Путин впервые заявил, что Россия должна играть роль великой державы. , руководствуясь своими национальными интересами.[3] Годом позже, 10 февраля 2007 года, прозвучала знаменитая мюнхенская речь Путина, которая, по сути, является первым откровенным разговором с Западом. Путин провел жесткий, но очень глубокий анализ политики Запада, которая привела к кризису системы глобальной безопасности. Кроме того, президент говорил о неприемлемости однополярного мира, и теперь, спустя 10 лет, стало очевидно, что США не справляются с ролью мирового полицейского. [4]

Таким образом, современные международные отношения сейчас находятся в состоянии транзита, и Россия еще со времен ХХ века показала свою независимую политику во главе с достойным лидером.

Также тенденцией современных международных отношений является глобализация, которая противоречит вестфальской системе, построенной на идее относительно изолированных и самодостаточных государств и принципе «баланса сил» между ними. Стоит отметить, что глобализация была неравной, поскольку современный мир довольно асимметричен, поэтому глобализация является противоречивым явлением в современных международных отношениях. Необходимо отметить, что распад СССР - это мощный всплеск глобализации, по крайней мере, в экономической сфере, с тех пор активно начали действовать транснациональные корпорации с экономическим интересом.

Кроме того, следует подчеркнуть, что тренд современных международных отношений - активная интеграция стран. Глобализация отличается от интеграции между странами отсутствием международных договоров. Однако именно глобализация влияет на стимулирование процесса интеграции, делая национальные границы прозрачными. Наглядное тому подтверждение - развитие тесного сотрудничества в рамках региональных организаций, начавшееся в конце ХХ века.Обычно на региональном уровне происходит активная интеграция стран в экономической сфере, что положительно сказывается на глобальном политическом процессе. В то же время процесс глобализации влияет на внутреннюю экономику стран, поскольку ограничивает возможности национальных государств контролировать свои внутренние экономические процессы.

Рассматривая процесс глобализации, хотелось бы упомянуть слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова, которые он произнес в рамках форума «Территория»: «Теперь это модель глобализации, в том числе экономическая. а в финансовых аспектах этого клуба вы построили так называемую либеральную глобализацию, это сейчас, на мой взгляд, фиаско ». [5] Очевидно, что Запад хочет сохранить свое господство на международной арене, однако, как отмечает Евгений Примаков в своей книге «Мир без России? Что такое политическая близорукость»: «США - это больше не единоличный лидер »[6], и это говорит о новом этапе в развитии международных отношений. Таким образом, ставится задача рассматривать будущее международных отношений как не превращение мира в многополярный и полицентричный, то есть потому, что тенденция региональных объединений ведет к образованию не полюсов, а центров силы.

Активную роль в развитии международных отношений играют межправительственные организации и неправительственные международные организации и транснациональные корпорации (ТНК), кроме того, большое влияние на развитие международных отношений имеет появление международных финансовых институтов и глобальных торговых сетей. , что также является следствием сдвига принципов Вестфальца, где единственным действующим лицом в международных отношениях было именно государство. Стоит отметить, что ТНК могут проявлять интерес к региональным союзам, поскольку они ориентированы на оптимизацию затрат и на создание единой производственной сети, поэтому оказывают давление на правительство с целью развития регионального инвестиционного режима и режима свободной торговли.

В условиях глобализации и постбиполярных межправительственных организаций все больше нуждаются в реформе, чтобы сделать их работу более эффективной. Например, очевидно, что деятельность ООН нуждается в реформировании, поскольку, по сути, ее действия не приносят значимого результата для стабилизации кризисных ситуаций.Владимир Путин в 2014 году предложил два условия реформирования организаций: последовательность в решении о реформировании ООН и сохранение основ деятельности. [7] В очередной раз о необходимости реформирования ООН говорили участники дискуссионного клуба «Валдай» на встрече с Владимиром Путиным. [8] Также стоит упомянуть, что Евгений Примаков заявил, что ООН должна стремиться к усилению своего влияния в решении вопросов, угрожающих национальной безопасности. А именно, чтобы не предоставлять право Veta большому количеству стран, право должно принадлежать только постоянным членам Совета Безопасности ООН. Примаков также говорил о необходимости развития других структур кризисного управления, а не только Совета Безопасности ООН, и рассмотрел преимущества идеи разработки Хартии противодействия терроризму. [9]

Поэтому важным фактором развития современных международных отношений является эффективная система международной безопасности.Одна из самых серьезных проблем на международной арене - опасность распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Поэтому стоит отметить, что в переходный период современная система международных отношений нуждается в усилении контроля над вооружениями. Ведь такие важные соглашения, как Договор по ПРО и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) перестали действовать, а заключение новых так и остается под вопросом.

Кроме того, в рамках развития современных международных отношений актуален не только терроризм, но и миграция. Процесс миграции влияет на развитие страны, потому что эта проблема затрагивает не только страну происхождения, но и страну получателя, так как работники ничего позитивного для развития страны не распространяют, в целом, еще более широкий круг проблем, таких как наркотики торговля людьми, терроризм и преступность. Для решения ситуации такого характера используется система коллективной безопасности, ООН нуждается в реформировании, потому что, наблюдая за их деятельностью, можно сделать вывод, что региональные организации коллективной безопасности не имеют согласованности не только между собой, но и с системой безопасности ООН. Совет.

Также стоит отметить значительное влияние мягкой силы (soft power) на развитие современных международных отношений. Концепция мягкой силы Джозефа Най означает способность достигать желаемых целей на международной арене, не используя насильственные методы (жесткая сила) и применяя политическую идеологию, культуру, общество и государство, а также внешнюю политику (дипломатия). В России понятие «мягкая сила» появилось в предвыборной статье 2010 г. Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», где Президент четко сформулировал определение этого понятия: «Мягкая сила» - набор инструментов и методов. достигать внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и иных рычагов влияния ».[10]

На данный момент наиболее яркими примерами развития «мягкой силы» являются проводимые в России зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и чемпионаты мира по футболу 2018 года во многих городах России.

Следует отметить, что концепция внешней политики Российской Федерации на 2013 и 2016 годы относится к «мягкой силе», использование инструментов которой признано неотъемлемой частью внешней политики. [11] Однако разница между концепциями заключается в роли публичной дипломатии. В Концепции внешней политики России 2013 большое внимание уделено публичной дипломатии, так как она создает благоприятный имидж страны за рубежом.Ярким примером публичной дипломатии в России является создание в 2008 году Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. Горчакова, основной миссией которого является «содействие развитию публичной дипломатии и содействие созданию благоприятных для России условий. социальный, политический и деловой климат за рубежом ». [12] Но, несмотря на положительное влияние публичной дипломатии на Россию, в Концепции внешней политики России от 2016 года вопросы публичной дипломатии не рассматриваются, что кажется довольно неуместным, поскольку публичная дипломатия является институциональной и инструментальной основой для реализации «мягкой силы». ".Однако следует отметить, что в системе российской публичной дипломатии активно и успешно развиваются направления, связанные с международной информационной политикой, что является хорошим плацдармом для повышения эффективности внешнеполитической работы.

Таким образом, если Россия намерена разработать свою концепцию мягкой силы, основанную на принципах Концепции внешней политики Российской Федерации 2016, а именно верховенства закона в международных отношениях, в справедливом и устойчивом мировом порядке, Россия на международной арене будет восприниматься положительно.

Очевидно, что современные международные отношения, пока они находятся в пути и развиваются в довольно нестабильном мире, останутся непредсказуемыми, однако перспективы развития международных отношений с целью усиления региональной интеграции и влияния центров силы обеспечивают достаточно позитивных векторов глобальной политики. .

Ссылки на источники:

  1. Е. М. Примаков, Мир без России? Что такое политическая близорукость.- М .: ИИК «Российская газета» С-239.
  2. Операция НАТО против Союзной Республики Югославии в 1999 г. - URL: https://ria.ru/spravka/20140324/1000550703.html
  3. Выступление на встрече с послами и постоянными представителями Российской Федерации. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23669
  4. Речь и последующее обсуждение на Мюнхенской конференции по политике безопасности. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
  5. Современная модель фиаско глобализации, сказал Лавров. - URL: https://ria.ru/world/20170811/1500200468.html
  6. Е. М. Примаков, Мир без России? Что такое политическая близорукость. - М .: ИИК «Российская газета», 2009. С-239.
  7. Путин: ООН нужна реформа. - URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1929681
  8. Загляните за горизонт. Владимир Путин встретился с участниками клуба «Валдай», международного дискуссионного клуба «Валдай». - URL: http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/zaglyanut-za-gorizont-putin-valday/
  9. E.М. Примаков, Мир без России? Что такое политическая близорукость. - М .: ИИК «Российская газета», 2009. С-239.
  10. Владимир Путин. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - URL: http://www.mn.ru/politics/78738
  11. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013). - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf
  12. Концепция внешней политики Российской Федерации (2016). - URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwi00bSw1LTXAhUKG5oKHR30BmcQFggyMAI&url=http%3A%2F%2F%2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *