Виды витражей и их характеристика – Витражные техники, виды витражей

Содержание

Витражные техники, виды витражей

Скидка 30% до 10 авг
Звони (495) 991-28-10, (985) 991-28-10

Существует достаточно много различных витражных техник, давайте изучим каждую из них более подробно.

В современном мире существует множество различных видов витражей. Их изготовление – это трудоёмкий процесс, требующий особых навыков и знаний. Если вы хотите придать вашему интерьеру изящества, обратите внимание на витражи. Выбирайте из большого количества витражных техник, ту, что вам по душе. Виды витражей поражают своим разнообразием как техник изготовления, так и материалов.

Витражи Тиффани

Это техника, основанная на подборе цветов и оттенков. Витражи Тиффани изготавливаются следующим образом:

1. Определяется размер и осуществляется разработка эскиза.

2. Подбирается цветовая гамма. Этот этап самый важный и требует особой внимательности. Стекло передаёт свой истинный цвет только при специальном освещении и ни одна фотография не сможет его продемонстрировать.

3. Стекло нарезается на фрагменты, и каждый кусок шлифуется и подгоняется.

4. Фрагменты обрабатываются по периметру фольгой и обезжириваются.

5. Затем они выкладываются на заранее изготовленную матрицу и спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем. Чтобы придать оттенок спайке её необходимо покрыть патиной, чаще всего используется чёрная или коричневая.

6. Витраж обрамляется для установки.

Фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)

Три вида техники фотовитража

1. Прямая

Печать осуществляется на любой стеклянной поверхности с применением специального принтера. Для изготовления такого фотовитража применяются особые краски, которые хорошо впитываются в стекло под воздействием ультрафиолетовых лучей или высоких температур.

2. Плёночная

Нанесение изображения на прозрачную плёнку с дальнейшим её наклеиванием на стекло.

3. Триплексная

Аналог плёночного метода, только помещается рисунок между двух листов стекла.

Пленочные витражи

Это наименее затратный способ изготовления витражей.

Изготовление витража с применением пленочной техники:

1. Утверждается рисунок.

2. Стеклянная поверхность обезжиривается.

3. Из плёнок различной цветовой гаммы нарезаются части, выбранного изображения.

4. Плёнка смачивается водой и раскатывается специальным резиновым валиком, что позволяет удалить лишнюю воду. Оставляются зазоры.

5. На зазоры наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея. На последнем этапе изображение фиксируется свинцовой лентой, проходящей по бевелям. Лента покрывается оксидирующей жидкостью для придания ей соответствующего оттенка.

Пескоструйные витражи

Пескоструйные витражи выполняются с применением воздушного потока и песка. Они бывают нескольких видов:

1. Художественное матирование – это техника нанесения изображения при помощи сжатого воздуха и воздействия специальной жидкости, содержащей металлические абразивные частицы на заранее заготовленный шаблон.

2. Художественный пескоструй – обработка мощным потоком воздушно-песчаной смеси с добавлением красящих веществ.

3. Гравировка – это нанесение изображения большим потоком воздуха с песком. Сила потока регулируется и за счёт этого варьируется глубина прорези и создаются скульптурные, объёмные изображения.

Фацетные витражи

Данный тип витражей изготавливается следующим образом:

1. По периметру стекла снимается фаска.

2. После снятия она шлифуется до матовости.

3. Деталь полируется и становится полностью прозрачной.

4. Для усиления преломления лучей фаска делается шире.

5. Фацетные витражи вставляются в латунную или медную оправу, которая придаёт торжественности.

Заливные (контурные) витражи

Этот вид техники подразумевает создание рисунка вручную.

1. Подбирается рисунок и переносится на бумагу в полную величину. При этом на эскизе подписываются цвета.

2. Поверхность стекла обезжиривается.

3. Полимерной краской наносится контур рисунка на стекло, под которым расположен эскиз. Он будет служить барьером.

4. После полного высыхания контура, элементы заполняются красками или лаком.

5. Готовые заливные(контурные) витражи разрешается устанавливать только спустя 24 часа – это время отводится на то, чтобы они могли хорошо просохнуть.

Фьюзинг (спекание стекла)

Уникальная техника при которой рисунок создаётся либо запеканием различных по цвету и размеру кусочков стекла одновременно, либо путём впекания в стекло предметов. Например, это может быть проволока.

Этапы процесса:

1. Цветные стёкла вырезаются по очертаниям рисунка.

2. Они выкладываются на основу – чаще всего эту роль играет прозрачное стекло.

3. Заготовка помещается в печь. Под воздействием высокой температуры стёкла припекаются друг к другу.

Классический (наборный) витраж

Это техника является одной из самых простых в производстве витражей. Классический витраж производится на наборном столе из фрагментов стекла, которые нарезаются заранее. Этот тип техники применяется в изготовлении витражей, которые не содержат росписи.

Применяется несколько способов сборки:

1. Кусочки мозаики собираются сразу на заранее приготовленную металлическую конструкцию.

2. Фрагменты выкладываются на лист стекла и приклеиваются к нему.

Роспись по стеклу

Эта техника предполагает обязательное наличие росписи на стёклах. Картина может быть, как цельная, так и собранная на металлической оправе из отдельных расписанных фрагментов. Работа этой техникой может проводиться как на гладкой поверхности, так и на рифлёной. Роспись по стеклу может быть абсолютно любой сложности от незатейливого орнамента до великолепных картин.

Художественная мозаика

Мозаичный витраж – это техника, подразумевающая обязательное создание орнамента. Витраж, изготовленный с применением данной техники, может использоваться в качестве фона, при создании других типов витражей или как самостоятельный дизайн окна.

Этапы создания:

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка формы.

3. Укладка, заранее нарезанных стёкол и формирование изображения.

4. Обработка швов и их заполнение.

Художественное моллирование

Этот метод формования стекла, позволяющий выгибать стекло по заранее заготовленной форме, сохраняя его гладкость.

1. Создание витража.

2. Подбор эскиза и подготовка фрагментов.

3. Нагрев стекла до температуры от 600-700 градусов в плоской тоннельной печи, чтобы оно стало текучим.

4. Под собственным весом стекло деформируется, принимая форму матрицы.

5. После того как стекло остынет его можно устанавливать.

Комбинированные витражи

Это витражные техники, объединённые в одну картину, которая будет уникальным творением. Применяя всего лишь одну технику изготовления, воспроизвести такую картину невозможно. Картины данного типа создаются только по индивидуальным эскизам. Их изготовление напрямую зависит от сферы применения. Это сложный и трудоёмкий процесс, так как необходимо подбирать сочетания, как техник, так и материалов для изготовления.

3D Витражи

Это новейшая техника создания витража, создающая иллюзию объёмного изображения.

Изготовление:

1. Выбирается эскиз и нарезаются части стекла.

2. Производится обработка каждого кусочка: срез неровностей и обточка сколов.

3. Все частицы стекла соединяются в целое изображение с применением припоя из латуни.

4. Далее картина вкладывается между двух листов стекла — это обеспечивает нужный эффект и прочность.

5. Заготовка помещается в печь и нагревается при температуре 850 градусов. Время изготовления составляет 10 минут. Когда заготовка остынет, она обворачивается лентой из алюминия и заливается каучуком в жидком виде.

Рюмочная плитка

Эта техника представляет собой плоский круг с концентрическим, образующим искусственные неровности рельефом. Возникает такой рисунок при постоянном вращении заготовки в процессе обработки. Рисунок рюмочной плитки равнозначен по техники изготовления ножки рюмки, а именно опорного пятака. Изготовление её производится с применением стеклодувной трубки.

Кабошон

Это фигурная вставка при изготовлении витражной плитки. Кабошон по внешнему виду напоминает капельку воды или прозрачную пуговицу. Для его изготовления применяется либо техника прессования, либо моллирования. Форма этой вставки полусферическая или вдавленная полусферическая. Обязательно должен присутствовать выступ для дальнейшего крепления.

Травление

Техника, построенная на взаимодействии плавиковой кислоты с одним из элементов стекла, а именно диоксидом кремния. Применяется защитный трафарет, который позволяет создавать рисунок. Травленный витраж – это объёмные рисунки, рельеф которых ощутим на стекле.

Изготовление:

1. Сначала наносится защитная плёнка на стекло.

2. На плёнку – контур будущего рисунка.

3. Далее кислотой выплавляется изображение.

Этот метод требует особой осторожности, потому что кислота разъедает не только стекло, но и другие поверхности, например, кожу при попадании на нее.

Бендинг

Это техника при помощи, которой витражу придаётся полукруглая или угловая форма. Для этого витраж помещается в печь и при высоких температурах меняет форму. Бендинг похож на фьюзинг, но температура, время изготовления и оснастка отличаются.

Узор «Мороз»

Эта техника выполняется в несколько этапов:

1. Самый сложный этап — подготовка поверхности, её необходимо: зацарапать, протравить или затереть абразивным металлом.

2. Нанести столярный клей или желатин.

3. Поместить в печь.

4. Дать клею высохнуть, чтобы он сжался и выдернул тонкие кусочки стекла.

Витраж, выполненный в такой технике, напоминает морозные узоры на окне.

Шебеке (панджара)

Это объёмная решётка, которая чаще всего вырезается из камня или дерева, образуя тем самым оконный переплёт. В ней используются цветные стёкла.

Эрклез

Это специальная вставка в витраж. Её изготовление производится следующим образом:

1. Вырезается кусочек стекла.

2. Обтачивается по шаблону.

3. Обтёсывается.

При такой обработке сколотые грани при солнечных лучах имеют особое свечение.

Нацвет

Техника наложения тонкого стекла на толстое. Его изготовление производится исключительно при горячем формировании. После обработки получается контрастное, силуэтное изображение. Например, получение белого рисунка на цветном фоне или наоборот.

Паечный витраж

Это техника создания витража, являющаяся основой всех остальных. Кусочки стекла собираются в металлическую оправу и запаиваются в стыках. Стёкла применяются как цветные, так и однотонные, в том числе расписные.

Виды витражей и техники их изготовления очень разнообразны и неповторимы, но все они выглядят оригинально и помогут придать изюминку интерьеру любого помещения. Заказать витраж можно даже на самый взыскательный вкус.

vitrazh1.ru

Виды витражей

Разнообразие видов витражей

Сегодня существует немалое количество техник исполнения витражей. В основу их классификации заложены не только способы производства, но и характерные внешние особенности, долговечность, хрупкость и другие характеристики. Наша студия изготавливает витражи по всем ниже указанным техникам:

 

 
Тиффани

Тиффани. Витраж собирается из множества обточенных стеклянных фрагментов, каждый из которых оборачивается клейкой медной лентой. Подготовленные детали спаиваются друг с другом посредством свинцово-оловянного припоя. Данная техника позволяет создавать фактурные и объемные витражи разнообразных форм. Композиции, выполненные в технике Тиффани, отличаются долговечностью и стойкостью к температурным перепадам.

Подробнее про витражи Тиффани

 

 
Пленочный витраж

Пленочные витражи. Изготавливаются с использованием полимерных пленок различных цветов, имитирующих дорогостоящие витражи. Стыки между фрагментами псевдовитражей проклеивают оловянным или свинцовым профилем, а после наложения ленты ее прокатывают роликом. Для обеспечения дополнительной фиксации используются прижимы. Относительно недорогой способ декорирования. Однако стоит учесть, что удалять пыль с витражей следует мягкой безворсовой тканью без использования каких-либо средств во избежание отслоения пленок.

Подробнее про пленочные витражи

 

 
Фьюзинг

Фьюзинг. Изготавливается путем спекания обточенных фрагментов будущего витража на обезжиренном стекле-основе. В работе задействуется специальная печь для фьюзинга, позволяющая варьировать температурные режимы для придания изделию необычной фактуры. Путем наложения фрагментов друг на друга можно добиться трехмерного эффекта изображения. Данная техника способна придать «акварельность», монолитность и рельефность витражу.

Подробнее про витражи фьюзинг

 

 
Расписной витраж

Расписные витражи. Выполняются с использованием лаковых (сольвентных) или акриловых (водорастворимых) красок. В зависимости от исполнения рисунка роспись может выполняться в свободной технике, напоминая картину, или представлять собой псевдовитраж с имитацией паяных контуров, выполненных краской. Для увеличения стойкости, расписные витражи обжигаются в печи или покрываются лаком. Также они позволяют добиться необычных эффектов на стекле, передав множество оттенков за счет возможности смешения красок. Каждое изделие уникально, т.к. выполняется вручную.

Подробнее про расписные витражи

 

 
Фотопечать

Фотопечать. Фотовитраж может изготавливаться несколькими способами: прямая печать, пленочная, в триплексе (наиболее стойкая к неблагоприятным воздействиям). Рисунок может быть совершенно любым, в т.ч. цветным или монохромным. Один из бюджетных вариантов декора. Не следует размещать вблизи источников яркого света во избежание выгорания изображения.

Подробнее про фотопечать

 

 
Заливной витраж

Заливные витражи. Благодаря художественному чутью и богатому практическому опыту мы изготавливаем оригинальные заливные витражи. Поскольку в работе используются материалы зарекомендовавших свое имя марок, мы может с уверенностью заявить о высоком качестве витражного изделия, а также о том, что оно сохранит свой первозданный вид максимально долго. Все этапы работы выполняются собственными силами, без привлечения посредников.

Подробнее про заливные витражи

 

 
Фацетные витражи

Фацетные витражи. Изготавливаются с использованием полированных и шлифованных стекол со снятой фаской, имеющих огранку. Такие стеклянные фрагменты наклеиваются на обработанный пескоструем лист-основу. Их собирают в красивые геометрические узоры посредством профиля из латуни или меди. Фацетные витражи отличаются тяжелым весом, поскольку в работе, как правило, используется толстое стекло (5-25мм), что усиливает визуальный эффект от преломления света.

Подробнее про фацетные витражи

 

 
Классический витраж

Классические (паяные) витражи. Представляют художественную мозаику из стеклянных фрагментов, вырезанных согласно эскизу. Пронумерованные детали витража, находясь на сборочном столе, спаиваются в единую композицию с использованием медного, свинцового или латунного профиля, который при желании заказчика может покрываться патиной. Зачастую в работе используются рифленые и неоднородные стекла, благодаря чему витраж выглядит более выразительно и эффектно. Нередко сочетаются с другими техниками, например, художественной росписью, что позволяет создать витраж с более сложным эффектным узором.

Подробнее про классические витражи

 

 
Пескоструй

Пескоструй. Представляет собой обработку стеклянной поверхности мощной струей воздуха и абразивного материала (чаще фильтрованного песка). Мощность давления и зернистость песка позволяют варьировать степень шероховатости картинки витража. Различают несколько техник пескоструя: типовой, цветной, объемный. Позволяет создавать цветные и монохромные долговечные изображения. Один из бюджетных вариантов декорирования.

Подробнее про художественный пескоструй

 

 
Матирование

Матирование. Способ обработки стекла, придающий ему непрозрачность и шероховатость. Может выполняться различными способами: механической, либо химической обработкой, нанесением матовых лакокрасочных или обжиговых покрытий. В редких случаях применяются дистанционное матирование, лазерное излучение, плазменное напыление металлов. Матированная витражная картинка практически вечна, т.к. его невозможно соскоблить или смыть. Данная техника также позволяет создавать цветные изображения. Как правило, матирование осуществляется с использованием трафаретов.

Подробнее про матирование

 

 

 
3D витраж

3D витражи. Стеклопакеты, в которых между слоями закаленного стекла (его толщина может варьироваться от 3 до 20 мм) помещается витраж, выполненный в технике Тиффани. Композиция собрана из различных по цвету и фактуре стеклянных фрагментов, которые скрепляются надежным латунным припоем. Подобные витражи наделены всеми преимуществами стеклопакетов: низкая теплопроводность, бесшумность, легкий уход и пр.

Подробнее о 3D витраже

 

 
Комбинированные витражи

Комбинированные витражи. Сочетают в себе несколько витражных техник, что позволяет достичь большего разнообразия фактур и оптических эффектов. Изготовление таких витражей – сложный и многоступенчатый процесс, благодаря которому создается эксклюзивное изделие. Изготавливаются по индивидуальному заказу, поскольку сочетание витражных техник напрямую зависит от предполагаемой области их применения.

Подробнее про комбинированные витражи

 

 
Витражи — коллажи

Витражи-коллажи. Отличаются отсутствием четких линий изображения, повышенной влагостойкостью и прочностью. Стеклянные фрагменты соединяются специальным полимерным раствором. В качестве основания используется прозрачный лист стекла. Особенности данной техники позволяют создавать любые рисунки с применением даже мелких деталей.

 

 

 

 
Литые витражи

Литые витражи — каждый фрагмент стекла (толщина которого составляет 5-30 мм) выдувается или отливается, после чего ему придается поверхностная фактура, преломляющая свет и усиливающая выразительность. Стекла могут соединяться друг с другом металлической арматурой или цементным раствором.

 

 

 

Воспользуйтесь таблицей, чтобы ознакомиться с оптимальными сферами применения каждой витражной техники.

  Витражная техника Оптимальные варианты применения  
  Тиффани
  • Окна
  • Ниши
  • Зеркала
  • Панно (картины)
  • Светильники
  • Изделия
 
  Пленочная
  • Двери
  • Перегородки
  • Ниши
  • Шкафы купе
  • Панно (картины)
 
  Фьюзинг
  • Потолки
  • Ниши
  • Изделия
  • На кухне
  • Светильники
  • Зеркала
 
  Распиcная
  • Двери
  • Перегородки
  • Ниши
  • Светильники
  • Шкафы купе
  • Панно (картины)
  • Зеркала
  • Экраны для батарей
 
  Фотопечать
  • Окна
  • Потолки
  • Перегородки
  • Двери
  • Ниши
  • Панно (картины)
  • Шкафы купе
  • Экраны для батарей
 
  Комбинированная
  • Окна
  • Двери
  • Потолки
  • Перегородки
  • Ниши
  • Изделия
  • Зеркала
  • Панно (картины)
 
  Фацетная
  • Окна
  • Двери
  • Перегородки
  • Шкафы купе
  • На кухне
  • Зеркала
  • Мебель
 
  Классическая
  • Окна
  • Потолки
  • Перегородки
  • Ниши
  • Панно (картины)
 
  Заливная
  • Зеркала
  • Перегородки
  • Двери
  • Панно (картины)
  • Ниши
  • Потолки
  • Мебель
 
  Пескоструй
  • Окна
  • Двери
  • Перегородки
  • Шкафы купе
  • Мебель
  • Зеркала
  • На кухне
  • Экраны для батарей
 
  Травление
  • Двери
  • Перегородки
  • Окна
  • Зеркала
  • Шкафы купе
 
  3D витражи
  • Окна
  • Двери
  • Перегородки
 

 

При изготовлении витражей также могут использоваться дополнительные техники:

  • Узор “Мороз” — особая фактура стекла; изготавливается путем нанесения желатина или столярного клея на заранее запескоструенную, затертую абразивом, зацарапанную или протравленную поверхность. Данная техника использует свойство клея несколько уменьшаться в объеме. После затекания в шероховатости обработанной поверхности, клей въедается, а по мере засыхания отваливается, выдирая тонкие стеклянные пластинки. В результате получается фактура, по внешнему виду напоминающая морозные узоры.
     
  • Нацвет — тончайший слой цветного стекла, помещенный на более толстом (как правило, бесцветном) в изделии. Изготавливается “горячим” формованием. Снятие такого слоя травлением, гравировкой или методом пескоструйной обработки позволяет получать силуэтный и контрастный рисунок.
     
  • Бендинг — изгибание витража для придания ему радиусной или угловой формы. Технология схожа с фьюзингом, но оснастка и температурный режим другие. Позволяет добиться не только изгибания стеклянного витража, но и его закаливания, что существенно увеличивает его прочностные характеристики.

 

Безусловно, витраж — лучший способ придать интерьеру особый шик и оригинальность. Подробную информацию о каждой технике, а также о применении и стилях витражей вы найдете по ссылкам в меню:

Декор для витражей

Для придания витражу большей выразительности могут применяться различные виды декора:

  • Бевели – стеклянная накладка с глубоким фацетом на оконное или дверное стекло.
     
  • Кабошоны – рельефная, чаще прозрачная фигурная вставка (прессованная или отлитая в форму), внешним видом напоминающая пуговицу или каплю воды.
     
  • Рюмочная плитка – декоративная деталь в форме плоского круга с характерными неровностями (радиальными свилями).
     
  • Эрклез – декоративная вставка со сколотыми гранями в виде небольшого размера глыбки из толстого стекла.
     
  • Мозаика из витражного стекла – фракции различных оттенков, собирающиеся в орнаментальную композицию, имеющую, как правило, геометрическое построение.
     
  • Шебеке (панджара) — вырезанная из дерева или камня ажурная решетка, являющаяся оконная переплетом; может украшаться разноцветными стеклами.
     
  • Фритта — дробленное или измельченное стекло, применяемое для украшения поверхности изделий в процессе фьюзинга и в качестве материала для стекольной или печной отливки.
     
  • Галька — стеклянные, как правило, непрозрачные капли; размер — от 3 до 30 мм. Одна из сторон плоская, что позволяет приклеивать их на любые поверхности.
     
  • Стержни, стрингеры — стеклянные пруты или нити, диаметр которых составляет 13-15 мм и 5-8 мм соответственно; многоцветные или одноцветные; полные и полые.
     
  • Блоки, чипсы (конфетти) — пластинки тонкого стекла (ширина — около 20 мм и 0,5 мм соответственно).
     
  • Фольга — металлическая блестящая “бумага” вплавляется в стекло (ее толщина составляет 0,001-0,5 мм).
     
  • Лапша — тонкие стеклянные полоски, ширина которых — 5 мм, толщина — 1 мм; приклеиваются клеем на органической основе.

В нашем интернет-магазине по витражным материалам можно приобрести не только бевели, кабошоны и тп., но и протяжки, каркасы разных типов и многое другое.

Материалы и эскизы для производства витражей

На начальном этапе создания витража нужно нарисовать эскиз. Если у Вас есть только задумка, наши художники помогут перенестим ее на бумагу. Если идеи еще нет или просто хочется стандартного решения — можете выбрать из нашего каталога трафаретов для витражей.

Зачастую витраж заключается в раму, что позволяет ему органично вписаться в любой интерьер помещения. Рамы для витража также защищают изделие от механических повреждений и прочих негативных воздействий. Подробнее про рамы для витражей и их изготовление.

Современные витражи адаптированы к искусственному освещению, что ощутимо расширило возможности их применения в архитектуре. Помимо дополнительного источника освещения, витражные панно создают удивительное мерцание и игру цвета. Причем приемы электрической подсветки могут применяться не только для сложных декоративных панно. Источники света, проходящие сквозь витражные стекла, в полной мере раскрывают красоту художественной идеи, вдыхая жизнь в его замысловатые орнаменты и узоры. При организации подсветки для витражей важно создать мягкое и равномерное свечение.

От чего зависит стоимость витражей

Два важных фактора при определении индивидуальной стоимости каждого заказа: сложность эскиза и детализация витража. Их наиболее трудно интерпретировать заранее, не имея хотя бы предварительного наброска будущей работы. Сложность эскиза оказывает влияние на количество часов, которые потребуются художнику для работы. Общее число деталей обосновывает трудоемкость работы витражных мастеров и расход используемого стекла.

 

Другие важные критерии ценообразования:

  • сложность эскиза;
     
  • плотность и количество деталей;
     
  • размеры и площадь витража;
     
  • тип и качество стекла;
     
  • расходные материалы;
     
  • размеры и материал рамы — до 40% от стоимости витража;
     
  • доставка и монтаж — для витражей сложных форм уточняйте цену отдельно.

Подробнее про цены на витражи.

Преимущества витражей от нашей студии

Современный интерьер сложно представить без витражей. Двери, окна, шкафы купе, межкомнатные перегородки, потолки, лестницы, зеркала, светильники и многое другое, где витраж выполняет роль декора, сделают интерьер особенным. Разнообразные виды витражей создают уют и эффект присутствия в сказочном мире. Сотрудничество с нами — выгодное решение!

  • Наши витражные мастерские располагают собственным сварочным и столярным производством, благодаря чему мы предлагаем минимальные цены на рамы для витражей.
     
  • Мы работаем на высокотехнологичном оборудовании, используя в работе только качественные и безвредные материалы.
     
  • Мы гарантируем индивидуальный подход к каждому клиенту и учет любых его дизайнерских предпочтений. В нашем портфолио вы найдете немало выполненных нестандартных витражей на заказ.
     
  • Мы можем доставить и установить готовый витраж сами.
     
  • Наши витражные мастерские находятся в 7 крупных городах страны. Чтобы узнать о ближайшей к вам студии, посмотрите контакты витражных мастерских.
     
  • В штате студии имеются опытные электрики, которые при необходимости установят искусственную подсветку для витража.
     
  • При необходимости мы можем работать с контрагентом как по общей системе налогообложения (НДС), так и по упрощенной (УСН).
     
  • Мы всегда учитываем Ваши финансовые возможности, в связи с чем предложим оптимальную технику изготовления витражного изделия.

artultra.ru

Виды витражей

Витражи имеют, прежде всего, декоративное назначение. Они издавна служили украшением помещений: проходящие через разноцветное витражное стекло солнечные лучи, окрашивали все помещение в разные цвета. В средневековой Европе витражами оформляли окна храмов, дворцов, поскольку Венеция хранила секреты изготовления цветного стекла. На Востоке арабские шейхи спасались за витражными стеклами от изнуряющего солнца. Витражи всегда были привилегией самых богатых слоев, так как их изготовление было крайне дорого, им занимались художники, витражи изготавливались по индивидуальным заказам и становились настоящими произведениями искусства. Как тогда, так и сейчас видов витражей множество.

Современные витражи более доступны, при наличии желания, их всегда можно заказать в витражной мастерской, но и теперь это показатель статуса, художественного вкуса, яркой индивидуальности заказчика. Рисунок витража может быть современным, романтическим, или стилизованным под старину, выполнен в любом стиле. Витраж может покрывать часть окна, все окно или несколькими легкими штрихами украшать оконное стекло, не нарушая прозрачности и открытого вида. Часто витражом оформляют фальш-окна, вставки внутренних дверей, окна ванных комнат или бассейнов, т.е. там, где не нужны прозрачные стекла или напротив, скрывают неприглядный вид из окна или защищают от яркого солнца.

Витражи можно использовать в стеклопакетах, при этом они вставляются между двумя внешними поверхностями.

Виды витражей и их характеристика

  1. По технологии создания рисунка современные витражи бывают нескольких типов:
  1. По технике изготовления витражи бывают следующих видов:
  • Фацетный витраж — применяются классические принципы витражной техники, отдельные элементы витража подвергают огранке.
  • Фьюзинговый витраж — кусочки стекла разных цветов сплавляются в высокотемпературных печах. Отличительная черта фьюзинговых витражей — волнистая поверхность.
  • Тиффани (разновидность паечного) — витражная технология, предполагающая спайку отдельных частей стекла или скрепление при помощи металлической полосы. В результате такой техники витражи Тиффани имеют яркие цвета, причудливые формы и замысловатые сюжеты.
  • Гравированный витраж — рисунок вручную наносится гравировочным инструментом на цветное стекло особой технологии получения.
  • Зеркальный витраж — готовый витраж покрывают с одной стороны составом, получая односторонне прозрачную зеркальную поверхность.
  • Расписной витраж — рисунок наносится силикатными красками, кистью или аэрографом, с высокотемпературной обработкой.
  • Матовый витраж — с применением пескоструйной методики, при которой поверхность становится матовой.
  • Витраж-иммитация — элементы вырезаются из пленки, создав витражную композицию, происходит наклеивание прозрачным клеем на стекло. Такой, покрытый пленкой, витраж характеризуется большей прочностью.

Некоторые виды витражей при наличии возможностей можно изготовить самим (расписной, витраж-аппликацию, даже Тиффани).

socratstroy.ru

Витраж виды техники

История витражей насчитывает практически два тысячелетия, и по мере своего развития данный вид декоративного искусства приобретал новые формы и особенности. На сегодняшний день существует огромное количество различных техник исполнения витражей, и каждая из них обладает своими уникальными особенностями. Существующие техники используют разнообразные материалы, среди которых:

  • стекло и специальные пленки;
  • фацетированное стекло и элементы фьюзинга;
  • металлические и прочие элементы.

При всем этом существует и огромное разнообразие методов обработки стекла: начиная от классической росписи по стеклу и заканчивая травлением с помощью химических растворов.

Безусловно, когда заходит речь о подборе витражей для жилого дома или какого-либо другого помещения, то разобраться в их видах и определиться с выбором очень непросто. Однако, зная хотя бы основные характеристики видов современных витражей, сделать это будет намного проще.

Виды изготовления витражей

Несмотря на широкое разнообразие, можно выделить несколько основных техник выполнения витражей. И вот они.

Пескоструйный витраж

Каждый витраж из данной категории выполняется посредством одной техники – пескоструйной обработки стекла. При этом независимо от авторской задумки он всегда характеризуется законченной композиционной и смысловой нагрузкой.

Мозаичный витраж

Относится к наборному типу витражей, имеет геометрическое построение и может напоминать мозаику с одинаковым по размеру модулем смальты. Нередко для создания таких витражей применяются отлитые фигуры сложного рельефа, шлифованные вставки и кабошоны.

Наборный витраж

Это простейший вид витражей, выполняемый, как правило, без росписи. Он изготовляется с помощью предварительно нарезанных кусочков стекла.

Фьюзинг

Витражная техника, которая подразумевает создание рисунка посредством совместного запекания различных по цвету кусочков стекла. Также в стекло могут впекаться различные материалы, например, проволока.

Расписной витраж

Данная техника витраж – это вид искусства, поскольку подразумевает роспись всех использованных в витраже стекол независимо от того, используется ли для создания изделия цельное или сборное стекло. В расписном витраже возможны небольшие вкрапления граненных, фацетный или прессованных стекол.

Травленный витраж

Представляет собой группу стекол, которые выполнены в едином техническом приеме – травлении – и объеденных единой смысловой и композиционной идеей. В основе данной техники лежит принцип взаимодействия кислоты с диоксидом кремния – главным элементом стекла, которое разрушается под воздействием кислоты. Техника подразумевает использование защитных трафаретов, а также дает возможность получать рисунки любой сложности.

Паечный витраж

История этой классической техники исполнения витражей насчитывает более 50 лет. Она подразумевает объединение кусочков стекол в свинцовую оправу, которая запаивается на стыках. При этом стекла могут быть выполнены в различных техниках обработки.

Фацетный витраж

Данный тип витражей изготавливается из стекол со снятой фаской или же шлифованных, объемных и полированных стекол, которые имеют огранку. Техника использует толстое стекло, что увеличивает вес готового изделия, поэтому такие витражи имеют прочную оправу, например, медную или латунную.

Кабошон

Фигурная рельефная вставка в витраже, как правило, прозрачная, изготовленная путем литья или прессования. По своему внешнему виду она напоминает пуговицу или каплю воды. Изготовленные на основе данной техники витражи могут иметь сложную геометрическую форму.

proecty-domov.ru

Виды витражей и их основные характеристики, особенности технологии изготовления

Существует огромное множество видов витражей, различных по технике исполнения. Каждый вид имеет свои особенности и рекомендуемую область применения. Художники и мастера студии «Арт-гласс» имеют богатый опыт дизайна и изготовления любых витражей и декоративных предметов интерьера из стекла.

Основные виды витражей и их характеристики

Одними из самых трудоемких и дорогостоящих являются витражи Тиффани. При использовании данной технологии каждый элемент рисунка из цветного стекла обрабатывается по краю медной лентой. Затем все детали витража соединяются между собой при помощи свинцово-оловянного припоя. Такой вид витража позволяет создавать необычайно красивые и уникальные композиции.

Фьюзинг – технология изготовления витража, которая заключается в выкладывании частей будущего изображения на стеклянном или зеркальном основании, после чего они спекаются в специальной печи. Разная температура спекания дает возможность получить разные варианты витража. Изображение можно сделать объемным и рельефным или, при более высокой температуре, добиться «акварельного» эффекта и гладкой поверхности витража.

Чтобы придать витражу нужную форму используется технология моллирования стекла. Процесс моллирования схож с фьюзингом, но будущее изделие располагают не на плоской поверхности, а на гипсовой основе нужной формы. Затем стекло нагревают, в результате чего оно становится мягким и пластичным, принимает форму основы, и части рисунка спекаются между собой.

Одним из самых популярных видов современных витражей является пескоструйный. Технология пескоструйной обработки представляет собой нанесение на поверхность стекла песка при помощи сильной струи сжатого воздуха. В зависимости от диаметра песчинок и мощности давления рисунок получает разный уровень шероховатости. Пескоструй позволяет наносить матовый рисунок на прозрачное стекло или прозрачный рисунок на матовую стеклянную поверхность. А при добавлении красителей можно получить цветное изображение.

Пескоструйный витраж

Широко используется заливной витраж, т.к. он имеет огромное многообразие стилей исполнения и может быть установлен в любом помещении, даже с повышенным уровнем влажности. Заливной витраж, как правило, полностью выполняется вручную художником. Сначала на стекhttp://artglass11.ru.swtest.ru/wp-content/uploads/2016/05/vidy_vitrazhey_peskostruy.jpgло наносится полимерный контур, который служит границей для каждой цветной части рисунка. После того как контур полностью высыхает, каждый элемент рисунка заполняется цветными красками или лаками.

Классический витраж собирается из фрагментов стекла как мозаика. Части узора для витража, обрамленные латунной, алюминиевой или медной протяжкой соединяются вместе при помощи спайки. Такой вид витража используется для украшения окон, ниш, дверей, перегородок, мебельных фасадов и т.д.

Еще одной интересной идеей для витража является фацет. Каждый фрагмент фацетного витража предварительно проходит обработку. Края каждой части витража срезаются под определенным углом, а затем шлифуются, и только потом собираются в рисунок. Данный вид витража красиво преломляет свет, что добавляет интерьеру роскоши и элегантности. Фацетным витражом украшают двери, окна, перегородки, ниши, потолки, зеркала и многое другое.

Относительно новый вид витража – 3D витраж, который создает эффект объемного изображения. Трехмерный витраж очень часто применяются для окон, дверей, межкомнатных перегородок и ниш. Технология состоит в том, что витраж, как правило, выполненный в технике Тиффани, помещается между двумя стеклопакетами, в результате чего изображение становится объемным.

Мозаика из фьюзинга

Пленочные витражи – хороший вариант украшения интерьера, если нет возможности установить более дорогостоящие витражи. Такие витражи изготавливаются при помощи разноцветных полимерных пленок, которые имитируют витражные стекла. Плюсом пленочного витража является его небольшой вес, безопасность и низкая цена. Недостаток пленочного витража – сильная чувствительность к высокой влажности и солнечному свету.

Большой популярностью пользуется фотовитраж, т.к. рисунок, нанесенный на стекло по такой технологии, выглядит реалистично и четко. Тема для витража, выполненного таким способом может быть абсолютно любая. Фотопечать на стекле может быть трех вариантов: прямая, пленочная и триплексная. При прямой печати изображение наносится на стекло при помощи специального принтера и специальных красок. Пленочный способ заключается в нанесении изображения на прозрачную пленку, которая затем наклеивается на стекло. Самый надежный и прочный способ фотопечати – триплексный. В этом случае пленка с изображением помещается между двух листов стекла.

В какой бы технике не выполнялся витраж, он требует художественного вкуса дизайнера высокого профессионализма мастеров. В нашей студии работают специалисты высокого класса, имеющие многолетний опыт дизайна и создания витражей и декоративных изделий из стекла. Кроме того, у нас налажена собственная линия производства, поэтому мы полностью контролируем весь путь изготовления витража – от дизайна до его установки. Вы можете посмотреть изготавливаемые нашей студией виды витражей на фото, которые представлены в галерее сайта.

www.art-glass.biz

История витражного искусства. Часть 2: sovkollekcioner — LiveJournal

Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.

Владимир Френкель

На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.


Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
— Пескоструйный витраж.
— Мозаичный витраж.
— Наборный витраж.
— Спечной витраж (фьюзинг).
— Расписной витраж.
— Травленый витраж.
— Паечный витраж.
— Фацетный витраж.
— Комбинированный витраж.
— Кабошон.
— Узор «Мороз».
— Нацвет.
— Травление.
— Многослойное травление.
— Рюмочная плитка.
— Транспарант.
— Эрклез.
— Бендинг.
— Шебеке (панджара).
— Контурный заливной витраж и многие другие.

Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.

Витражи делятся на следующие типы:

1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.

Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.

— Свинцово-паяный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.

— Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

— 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.

Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.

2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.

3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.

После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.

В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.

4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.

Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.

5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.

Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.

6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.

Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.

Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.

Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).

В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.

Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.

7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.

Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.

Имитации витражей:

1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.

2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.

История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.

В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.

3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.

4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно – чуть больше одного десятилетия назад.

sovkollekcioner.livejournal.com

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВИТРАЖА В ИНТЕРЬЕРЕ

Юсупов И.Р.

«Краски – суть деяния и страдания света».
Гете

Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Классический витраж теснейшим образом связан с архитектурой и способен влиять на окружающее его пространство, оказывая сильнейшее воздействие на композицию и тектонику всего сооружения, а также эмоциональное восприятие интерьера. Таким образом, витраж как любой вид монументального искусства решает как декоративные, так и конструктивно-пластические задачи.

По силе своего воздействия на окружающее пространство витраж сравним, в определенной степени, с архитектурой. Об архитектуре говорят как об искусстве организации пространства, так и витраж работает на создание качественно новых образов. Уникальная способность цветного стекла преображать и одухотворять пространство, задавать эмоциональный настрой является одной из причин возвращения витража в архитектуру и активное обращение к витражу при создании и оформлении неповторимого индивидуального интерьера. Иногда такой витраж может выстроить новую реальность в заданном архитектурой пространстве. Витраж – это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении.

Синтез с архитектурой

Жизнь витража неотделима от архитектурного пространства, в котором существует и активизируется витраж. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Одно из характерных свойств витража – его гармоничное сочетание с архитектурой и подчинение архитектонике. Витраж является органическим продолжением композиции сооружения, отвечая тектоническим и пластическим характеристикам всего ансамбля.

Окно, как известно, предполагает разрушение пространственной изоляции интерьера и экстерьера и установление между ними новых контактов. В зависимости от местоположения основного источника освещения оно способно менять как направленность своего действия по отношению к каждой из двух зон, так и сам характер этого действия. Таким образом, витраж играет ответственную роль создания композиционных акцентов и организует связь интерьера и экстерьера. У каждого архитектора особый взгляд на то, каким должен быть витраж. Каждый по-своему решает задачи взаимодействия внешней и внутренней среды. Так, известный американский архитектор Ф.Л. Райт писал: «Ничто так не досаждает мне, как любое стремление к реализму в формах оконного стекла, что приводит к смешиванию образов с видом из окна. Оконный узор должен оставаться строго нейтральным (патовым)».

Витраж может по-разному вести себя в интерьере. В оконном проёме он может зрительно занимать разное положение в зависимости от принятой на себя роли, в одном случае представая в качестве перегородки, устанавливающей границу между внешним и внутренним пространством и не отдавая предпочтения ни одному из них; может совпадать по функции с окном, акцентируя связи с внешним пространством за стенами здания; может выступать аналогом стены, ориентируясь на оформление пространства интерьера.

Архитектура и витражное искусство выступают в синтезе, взаимно обогащая друг друга и вступая в определенное противоборство, в результате этих процессов каждое составляющее приобретает новые качества, динамично меняясь.

Художественный образ, возникший на основе синтеза искусств, это качественно новое явление. Определяемый двумя взаимодействующими координатами – изобразительными и неизобразительными видами художественного обобщения, – он обладает сложной многоплановой структурой, недоступной отдельным видам. Произведение синтеза всегда выступает как комплексное взаимодействие трёх основных аспектов: содержательного, функционально-пространственного и пластического.

 Художники-практики хорошо знают, что содержательный аспект играет здесь важнейшую роль. Он имеет как бы несколько уровней. Это, прежде всего, уровень меры, необходимости, определяющий оправданность, уместность, обусловленность существования в данной среде того или иного витража. Во-вторых, уровень целевого назначения, когда витраж отвечает содержательной определённости сооружения. В-третьих, уровень образной направленности. Он тесно связан со стилистикой (соответствие образного строя витража образу архитектуры).

 Выразительность произведений во многом зависит от активного использования художником законов зрительного восприятия. Знание этих правил, чувство гармонии позволяют трактовкой элементов композиции и отдельных деталей витража откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении.

Сомасштабность композиции витража и строя архитектуры является решающим фактором в достижении единства – синтеза. В современных витражах преобладает известная равноценность, нерасчленённость изображений, сплошь заполняющих оконный проём, масштабную взаимосвязь с пространством определяют или крупные элементы, или композиция в целом как активное цветное пятно.

Выразительные средства витража – свет и цвет

Слово «витраж» переводится с французского языка как стекло, но это не просто стекло, а скорее подвижная, постоянно меняющаяся картинка, на которой происходит смена цветовых эффектов. Так, освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков, вечером же искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.

Специфическими выразительными средствами витражи выступают цвет, свет и рисунок, которые и создают художественный образ. Эстонская художница-витражистка Д. Хофманн отмечает: «У этого инструмента особый голос, свой язык и свои правила». Витраж, в отличии от фрески и мозаики, не просто декорирует пространство интерьера, но преобразует его. Проникающие в помещение потоки окрашенного света рассеивают повсюду разноцветные блики. Художественный витраж проживает неповторимую жизнь от рассвета до заката солнца, меняя характер эмоционального восприятия интерьера в зависимости от освещения. Эту характеристику витража активно использовали средневековые художники для создания в интерьере готического храма особого спиритуалистического свечения стен, которые были сплошь покрыты витражными композициями. Солнечные лучи, преломляясь в прозрачных цветных стёклах, превращались в «сверхсвет», совершали чудо перерождения реального света в бесконечно меняющуюся на глазах субстанцию, сообщая всему пространству новое синтетическое качество. Витраж в готическом синтезе искусств наравне с архитектурой и скульптурой отражает религиозные представления (храм как сфера распространения божественного света в земном мире). Витраж устанавливает символические связи. Художественное воздействие классического витража покоится на простом контрасте между фигурами и плоским фоном. Изображения, как правило, плоскостные, статичные, оживают за счет множественности точек зрения, за счет постоянной смены освещения. Средневековый художник учитывает особенности восприятия цвета. Так, светлые гризайльные стёкла концентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма. Как правило, сюжетные изображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней части окон.

В современном интерьере витраж становится прекрасным дополнением в оформлении дома, вызывает игру света и теней, цветные световые эффекты, которые создают естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня в течение года. Архитекторы активно используют способность витражей рассеивать свет, но не поглощать его – именно то, что позволяет создавать неповторимые цветовые решения в архитектуре.

Свет, проходящий сквозь застеклённую поверхность, как бы «проецирует» изображение на окружающее пространство, трансформируя его в пространственный образ (или «образ пространства»), каковой и составляет суть и цель искусства витража. Вне светового потока витраж теряет смысл.

Свет в помещении

В зависимости от направления светового потока освещение бывает прямым (направленным), отраженным, полупрямым и смешанным. При прямом освещении лучи света попадают непосредственно на ту плоскость, которую необходимо осветить. Отраженный свет, в отличии от прямого, мягче, равномернее и приятнее: он не вызывает утомления глаз, не дает резкого контраста с тенью, не приводит к эффекту ослепления. Но при непрямом освещении примерно пятая часть света теряется. Полупрямое отражение получается в тех случаях, когда источник света находится в абажуре из матового, молочно-белого или дымчатого стекла, а также при прохождении света через витраж.

Из-за отражения лучей света от поверхности стенок витражей днем они не так заметны, как хотелось бы. Этот эффект устраняет искусственное освещение, расположенное сбоку от витража. При такой подсветке витраж хорошо смотрится и ночью, и днем. Источник света располагают над и под витражом (желательно, чтобы это были лампы с абажурами из опалового стекла).

Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения. Художественно-выразительные задачи и приемы состоят в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды.

Еще одна способность света – акцентировать определенные элементы интерьера. Контрастные сочетания затененных и осветленных поверхностей позволяют достигнуть необходимой выразительности. Окрашенный свет же придает индивидуальное звучание каждому предмету, попадающему в зону его освещения.

Немаловажна роль витража в сочетании света и цвета, их взаимном обогащении, при котором цвет придает свету окраску, а свет наделяет цвет своим сиянием. При смене характеристик освещения меняется и ощущение от различных цветов. Если мы осветим синий предмет оранжевым светом, то он будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить этот предмет. Отсюда можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещённых предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Отражённые цветовые лучи весьма сильно изменяют локальные цвета предметов.

Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаём ли мы себе в этом отчёт или нет. Вот несколько примером. Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает. Тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется жутким и безжизненным, он вселяет ужас. Синие отражения на коже делают её бледной, почти мертвенной. Во тьме ночи синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создаёт весёлую живую тональность. Синее, залитое солнечным светом небо оказывает оживляющее, как бы активизирующее действие, в то время как синий тон освещённого луной неба вызывает пассивность, пробуждая тоску.

Искусственный и естественный свет

Без света нет цвета. Свет оказывает влияние на восприятие цвета. В разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному — становится теплее или холоднее. Самый большой контраст ощущается между естественным и искусственным освещением.

Естественный свет постоянно изменяется и бывает совершенно разный по меньшей мере 4 раза в день: на заре, в полдень, днем и в сумерках. Чтобы придать комнате на северной стороне, где мало солнца и темно, ощущение тепла, при создании ее интерьера рекомендуется использовать теплые и светлые тона. Холодные синевато-зеленые тона более подходят для богатых солнечным светом комнат.

Лампа накаливания увеличивает резкость цвета, подобно свету от свечи, усиливая теплоту теплых тонов и уменьшая воздействие холодных тонов.

С помощью определенного освещения комнате можно придать желаемый вид. Спальня, например, приобретет более романтичный вид, если использовать красноватые тона. Не рекомендуется использовать особое освещение в ванной комнате, где естественный свет необходим для утреннего туалета (макияж, бритье).

Необходимо избегать использования в комнатах синеватого или зеленоватого освещения — это сильно влияет на восприятие оттенков в соседних помещениях.

Цвет

Особая магическая сила витража заключена в цветном стекле. Его уникальность определяется свойствами самого витражного стекла – прозрачность или частичная приглушенность, игра света и цвета, неограниченная цветовая палитра, разнообразие фактуры, толщина, степень и условия освещения. Витраж использует по большей мере локальные, то есть чистые, несмешанные, не преломляющиеся цвета, которые в нашем представлении связаны с определёнными предметами, как их объективные, неизменные свойства. Проходя сквозь цветное стекло, свет окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью проникающих свойств света.

Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяется особенностями процесса восприятия пространственной формы. Восприятие происходит в движении поступательном – с переходом из одного пространства в другое и панорамном – с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом «цветосочетания» обусловлены возможностью сохранения в памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Исследованиями отмечается удивительная особенность зрения брать корректирующие поправки на освещение и воспринимать цвет в общем правильно, независимо от спектральных характеристик источников света, падающих теней и рефлексов. Следовательно, при неравномерности освещения пространственной формы восприятие цветности ее поверхностей и оборудования в целом остается довольно постоянным и верным. Особенности цветового воздействия обуславливаются психофизической реальностью самого цвета.

Восприятие цвета

Ряд исследований говорит о взаимосвязи темперамента и особенностей цветовосприятия каждого человека. Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний – иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека.

Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках, внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии. Существует предположение, что это возникает благодаря тому, что преломление и фильтрация белого света проходит через электромагнитные колебания психофизической сферы данного человека.

Исследователи сходятся во мнении о существовании тесной связи цвета с психикой, его способности воздействовать на эмоции и даже физиологические функции человека. В области восприятия цвета изучались реакции разных людей, выявились поразительные совпадения мнений различных людей о цвете. Таким образом, различные цвета вызывают сходные ощущения:

Синий

Холодный, прохладный , далёкий, спокойный, устойчивый, чистый

Зелёный

Нейтральный, холодный, далёкий, спокойный, расслабляющий, свежий

Красный

Тёплый, близкий, раздражительный, тревожный, свежий

Розовый

Тёплый, близкий, мягкий, слегка тревожный, свежий

Оранжевый

Очёнь тёплый, очень близкий, увлекательный, возбуждающий, свежий

Жёлтый

Очень тёплый, близкий, увлекательный, возбуждающий, свежий

Коричневый

Нейтральный, очень близкий, увлекательный, возбуждающий, грязный

Фиолетовый

Холодный, очень близкий, агрессивно тревожный, обескураживающий, грязный

Серый

Холодный, близкий, нейтральный, скучноватый, грязноватый

Витраж в современном доме

В ХХ веке восприятие витража как источника мистической религиозной энергии свечения обостряется. Меняется отношение к витражу, открываются его новые возможности. Витраж находит применение в интерьерах, отвечая требованиям того или иного направления, той или иной стилистики всего архитектурного пространства. Витраж перестают ассоциировать с «грубым» готическим искусством, он наделяется характеристиками благородного и роскошного элемента декора.

Архитекторы ХХ века, стремясь создать универсальное, гармоничное, единое пространство, нередко обращались к витражным техникам, для того, чтобы обогатить интерьер необходимым цветовым акцентом.

В начале XX века витражное искусство сделало новый виток. Оно становилось все более светским. Теперь Витражные композиции используются для оформления государственных учреждений, спортивных сооружений, офисных помещений и даже частных домов и квартир. При этом техника изготовления витражей постоянно совершенствуется, художники экспериментируют с новыми материалами и инструментами, что позволяет создавать неповторимые авторские работы.

Сегодня витраж переживает второе рождение, обретает новое звучание и способен преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом яркие краски даже подчинить себе весь дизайн окружающий его. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Применяется также и искусственное освещение витражей, но оно придает витражам как бы застывшее выражение. Специфические, уникальные особенности, которыми наделен витраж, объясняют огромный интерес к этому виду декоративного искусства.

В современном строительстве художественный витраж представляет собой декоративную композицию из цветного стекла или другого, пропускающего свет, материала, его используют для художественного стеклянного заполнения оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов куполов, сплошных плоскостей стен, декор-панно, перегородок, подвесных потолков и даже специальных украшений художественных изделий.

Современный витраж (его лучшие образцы) наиболее связан с конкретной сферой его бытия, здесь найден тот тип пространства изображённого, который соотносится с пространством реальным в образной структуре. В первую очередь это означает формирование единой эстетической среды, раскрывающейся в сложном взаимодействии архитектурных и живописных составляющих. Подобное понимание сменило бытовавшее не так давно представление о самоценности произведения монументально-декоративного искусства. Качества витража «определяются идейно-эстетической зрелостью художника, гарантирующей взаимодействие «степени свободы» и степени организации структуры произведения». И в этом смысле пространство и цвет – ведущие инварианты витража.

Сохранив идею соединения изображения на стекле (или в формах стекла) со светом, но заменив дневное освещение искусственным, новый витраж освободился от прежней зависимости от архитектуры, а вместе – и от практической осмысленности своего в ней участия, задаваемой функцией оконного проёма. Он пробует установить новые связи с архитектурой, с такими её конструктивными элементами как стена, колонна, потолок, лестничные ограждения, а то и просто войти в неё самостоятельным пластическим объёмом, не ища себе тектонического оправдания. Витраж давно уже перерос функцию лишь заполнения проемов или декоративного элемента интерьера. Он способен эмоционально и ритмически организовать пространство, стать тем стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только интерьер, но и экстерьер здания.

Сегодня в стремлении создать в помещении неповторимую ауру невозможно пройти мимо изделий из стекла, из такого древнего, но в то же время суперсовременного материала. Стекло органично в любом сочетании – с металлом, деревом, пластиком, текстилем. Поэтому витражи прекрасно вписываются в любой интерьер. Главное, чтобы витражная композиция была выполнена в соответствующей технике, в гармонии с окружающей обстановкой, с характером и пристрастиями своего хозяина. Практика показывает, что монументальное искусство может сделать неповторимой любую архитектуру.

Литература

  1. Власов В.Г. «Стили в искусстве»/ Словарь, т.1, С-Пб.: Кольна,1995

  2. Власов В.Г. «Стили в искусстве»/ Словарь имен, т.3, С-Пб.: Кольна,1997

  3. Казаков Л.В. «Декоративное стекло в советской архитектуре», М.: Советский художник,1989.– 239 с.

  4. Розанова Н.Н. «Стасис Красаускас». М.: Советский художник,1984. – 183 с.

  5. Терехович М.Л. «Советское монументальное искусство». № 4, М.: Советский художник,1982.-240 с.

  6. Терехович М.Л. «Советское монументальное искусство» № 5, М.: Советский художник,1982. – 279 с.

  7. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высш.шк., 1981.

Юсупов И.Р.,
студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор Смирнов Л.Н.

book.uraic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *