Виды угловых соединений: Соединение бруса в углах: виды, способы, плюсы и минусы

Содержание

Соединение бруса в углах: виды, способы, плюсы и минусы

Коснёмся вопроса не очевидного, но предельно важного для тех, кто только собирается строить деревянный дом или баню — соединения бруса в углах.

В статье дадим краткий обзор со схемами популярных типов соединения, использующихся сегодня в массовом строителсьве, пройдёмся по преимуществам и недостаткам, а главно — ответим на вопрос, какое брусовое соединение мы считаем лучшим и рекомендуем выбрать клиентам СК Смирнов.

Сразу скажу, что тексты для блога пишет человек, имеющий непосредственное отношение к производству бруса и стройке — поэтому оценочное мнение будет основываться на личном опыте.

Содержание:

Есть такие типы угловых соединений как «с остатком» и «без остатка». Имеется в виду наличие или отсутствие выступа части брусины за пределы контуры здания.

Соединения без остатка

В плане расхода материала оптимальный вариант именно делать углы без остатка. А зачастую при строительстве маленького дачного дома или бани можно избежать соединения по длине бруса — стандартная брусина имеет длину 6 метров. Плюс вода не затекает в узел, да и обшить сайдингом или вагонкой проще. Но вот сделать так, чтобы угол, собранный без остатка, не продувался, это надо очень хорошо постараться.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

Соединение встык

Самый простой тип соединения углов из бруса — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

Коренной шип

Тот самый «тёплый» угол, на котором крупными буквами написано на каждом строительном сайте. Обычно преподносится как невероятное преимущество, однако по факту — моральный минимум каждой бригады собирать срубы в этот самый тёплый угол в коренной шип. Мы его называем — крепкий угол.

  • Уменьшает смещение брусьев
  • Дёшево
  • Не требует дорогостоящего оборудования
  • Возникают щели во время усадки
  • Мостики холода

Вставной шип

Часто называется Т-образным узлом и обычно применяется для соединения внутренних стен, но некоторые умельцы не брезгуют поставить такой стык  на угол.
  • Прост в изготовлении
  • Не требует много времени
  • Дёшево
  • Возникают щели во время усадки
  • Деформация угла
  • Мостики холода

Вполдерева вставной шип

Усовершенствованная форма тёплого угла, но в современном домостроительстве используется нечасто — слишком сложное производство. Но повсеместно используется при изготовлении мебели.
  • Вполне надёжен
  • Практически не продувается
  • Дорого
  • Мало мастеров

Ласточкин хвост (в лапу)

Ласточкин хвост или в лапу — дедовский метод брусового соединения углов в избах. Используется редко, потому что не так прост в изготовлении, как может показаться.

О нём подробнее расскажем ниже.

  • Плотно прижимает брусья друг к другу
  • Не продувается
  • Реально тёплый угол
  • Дороже обычного
  • Сложен в производстве

Угловые соединения бруса с остатком (в обло)

Классификация соединений, в которых брус, проходя через узел, выходит снаружи. При помощи таких узлов стоят те самые красивые русские избы. Но и расход материала значительно больше — сами выпуски обычно составляют 20-25 см. Да и часто замалчивают то, что в такие углы часто затекает вода, что грозит гниением. Ну и с наружной отделкой сруба с остатком могут возникнуть.. хмм.. определнные проблемы.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

В чашу

Самый простой тип соединения деревянных брусьев — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

В курдюк

По сути рубка в курдюк — это продвинутая чаша, воторая насаживается на выступающий элемент. Собственно, он и называется курдюком. Технически сложная рубка, но не лишённая достоинств.
  • Обеспечивает надёжное угловое соединение
  • Не смещается
  • Мало умельцев
  • Долго

В охряп

На рисунке видно, что рубка в охряп предполагает наличие чаши сверху и снизу. Чтобы такое соединение не продувалось, нужны золотые руки и не малый опыт. Давно не видел этого узла в применении.
  • Дёшево в изготовлении
  • Лёгко при монтаже
  • Нужен очень хороший мастер
  • Хороший мастер дорого стоит

Этот список далеко не исчерпывающий. Человечество придумало ещё множество методов соединений углов в домах и банях: в охлоп, в седло, прямая и косая лапа, норвежская и канадские типы ручной рубки… Ну, в общем, в каждой крупной деревне, по-хорошему, строили дома так, как учили деды — везде имелись свои хирости и нюансы, но едва ли это имеет значение для современного массового малоэтажного строительства. Так что ближе к делу.

Вы знаете, по-разному. В зависимости от ценового сегмента, в котором работает компания. Так наши «любимые» пестовские бригады особо не мудрствуют и времени на оттачивание технологий шип-паз не тратят — строят встык: быстро и дёшево. Ну да, заказчик потом замучается щели в два пальца толщиной конопатить, разорится на отоплении и углы в его доме покроются плесенью, но кому какое дело. Хотел дёшево — получил дёшево.

А если хотите наглядную разницу, то вот реальные фото — угол встык во время сборки сруба и через некоторое время после строительства. И это ещё не самый печальный случай:

Считаем, что для строительства дома, даже дачи, этот вариант не подходит. Избегайте бригад, которые будут вас убеждать, мол, «десять лет так строим — никто не жаловался». Поверьте — жаловался каждый первый.

Если говорить о самом популярном угловом соединении, то это, конечно, тёплый угол. Ну, в смысле, строители его преподносят как тёплый. По факту, он не обеспечивает гермитичность угла и не справляется с мостиками холода. Несмотря на утепление, профилированный брус при рубке в «тёплый» угол не получится сделать герметичным. Из-за скошенных фасок профиля получаются сквозные дыры, к сожалению. Те, кто дочитают до конца, увидят видео, где я прямо на кусках бруса показываю, почему получаются дыры.

Но подчеркну — такой вариант, конечно, в тысячу раз лучше, чем простая стыковка (сами его используем, но в сочетании со сверлением):

Те компании, которые работают на более требовательных клиентов, используют более сложные узлы. Например, ласточкин хвост. Мы только начинаем осваивать это направление, но уже можно сказать — да, так строить гораздо сложнее, дольше, накладнее, но и качество не сравнится с более дешевыми методами соединения углов в постройках из бруса. Именно этот угол имеет смысл назвать по-настоящему тёплым.

Секрет ласточкина хвоста в том, что в этом углу наклон спила бруса делается по всем плоскостям — со всех сторон он имсеет форму конуса. Благодаря этому просто под действием силы тяжести брус зажимает сам себя, образуя прочное герметичное соединение.

Один из самых популярных угловых соединений брусовых домов и бань в русском стиле является сборка в чашу. Как уже говорилось выше, этот вариант дороже, чем ласточкин хвост, тёплый угол и встык. Дело в дополнительном расходе материала на выносы и в том, что чашу можно срубить только из сухого или клееного профилированного бруса. Но если вы за ценой не постоите, то имеет смысл присмотреться к такому варианту (на фото наш объект):

А для тех, кто может позволить себе хоромы, рынок предлагает старую добрую ручную канадскую рубку. По сути, это та же чаша, но из мощного бревна сухостойной сосны (например). Тёплый, мощный, красивый и долговечный сруб, который стоит кругленькую сумму денег (на фото тоже наша работа):

Время от времени пишут комментарии с вопросами, мол, «А вы-то какой угол посоветуете?» или «А свой дом как построили бы?». Отвечаю: мой дом построен в стандартный тёплый угол (сухой брус кедра).

Фото на этапе сборки сруба:

На этапе покраски:

По окончанию строительства:

Больше фотографий найдёте в этом фотоотчёте в галерее.

Сейчас прошло уже почти 4 года, как закончилось строительство. В целом я очень доволен состоянием углов, но мне пришлось изрядно попотеть, тобы как следует их законопатить. И если бы я сейчас стоял перед выбором, то, пожалуй, остановился бы на соединение ласточкин хвост. Именно этот вариант я считаю идеальным по соотношению качества и стоимости. Можно было бы ещё рассмотреть «в чашу» — очень нравится, как выглядит. Узел надёжный и прочный, но как защитить его от влаги — не знаю.

В СК Смирнов мы только в 2020 году стали применять эту технологию как дополнительную услугу, и пока очень довольны. Посмотрим, будет ли она пользоваться популярностью у клиентов. Возможно, со временем мы совсем откажемся от тёплого угла в пользу ласточкина хвоста. На фото ниже брус 90х140 — собираем перевозную баню. Но в идеале лучше взять для этого соединения брус 150х150.

Чтобы наглядно показать преимущества и недостатки разных типов соединений углов в домах и банях, прямо на производстве сняли видео, где на кусках бурса демонстрируем и комментируем:

​​​​​​​

Если у вас остались вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях — мы ответим на абсолютно каждый.

С уважением,
строительная компания «Смирнов»

Соединение бруса в углах: виды, способы, плюсы и минусы

Коснёмся вопроса не очевидного, но предельно важного для тех, кто только собирается строить деревянный дом или баню — соединения бруса в углах.

В статье дадим краткий обзор со схемами популярных типов соединения, использующихся сегодня в массовом строителсьве, пройдёмся по преимуществам и недостаткам, а главно — ответим на вопрос, какое брусовое соединение мы считаем лучшим и рекомендуем выбрать клиентам СК Смирнов.

Сразу скажу, что тексты для блога пишет человек, имеющий непосредственное отношение к производству бруса и стройке — поэтому оценочное мнение будет основываться на личном опыте.

Содержание:

Есть такие типы угловых соединений как «с остатком» и «без остатка». Имеется в виду наличие или отсутствие выступа части брусины за пределы контуры здания.

Соединения без остатка

В плане расхода материала оптимальный вариант именно делать углы без остатка. А зачастую при строительстве маленького дачного дома или бани можно избежать соединения по длине бруса — стандартная брусина имеет длину 6 метров. Плюс вода не затекает в узел, да и обшить сайдингом или вагонкой проще. Но вот сделать так, чтобы угол, собранный без остатка, не продувался, это надо очень хорошо постараться.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

Соединение встык

Самый простой тип соединения углов из бруса — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

Коренной шип

Тот самый «тёплый» угол, на котором крупными буквами написано на каждом строительном сайте. Обычно преподносится как невероятное преимущество, однако по факту — моральный минимум каждой бригады собирать срубы в этот самый тёплый угол в коренной шип. Мы его называем — крепкий угол.

  • Уменьшает смещение брусьев
  • Дёшево
  • Не требует дорогостоящего оборудования
  • Возникают щели во время усадки
  • Мостики холода

Вставной шип

Часто называется Т-образным узлом и обычно применяется для соединения внутренних стен, но некоторые умельцы не брезгуют поставить такой стык  на угол.
  • Прост в изготовлении
  • Не требует много времени
  • Дёшево
  • Возникают щели во время усадки
  • Деформация угла
  • Мостики холода

Вполдерева вставной шип

Усовершенствованная форма тёплого угла, но в современном домостроительстве используется нечасто — слишком сложное производство. Но повсеместно используется при изготовлении мебели.
  • Вполне надёжен
  • Практически не продувается
  • Дорого
  • Мало мастеров

Ласточкин хвост (в лапу)

Ласточкин хвост или в лапу — дедовский метод брусового соединения углов в избах. Используется редко, потому что не так прост в изготовлении, как может показаться.

О нём подробнее расскажем ниже.

  • Плотно прижимает брусья друг к другу
  • Не продувается
  • Реально тёплый угол
  • Дороже обычного
  • Сложен в производстве

Угловые соединения бруса с остатком (в обло)

Классификация соединений, в которых брус, проходя через узел, выходит снаружи. При помощи таких узлов стоят те самые красивые русские избы. Но и расход материала значительно больше — сами выпуски обычно составляют 20-25 см. Да и часто замалчивают то, что в такие углы часто затекает вода, что грозит гниением. Ну и с наружной отделкой сруба с остатком могут возникнуть.. хмм.. определнные проблемы.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

В чашу

Самый простой тип соединения деревянных брусьев — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

В курдюк

По сути рубка в курдюк — это продвинутая чаша, воторая насаживается на выступающий элемент. Собственно, он и называется курдюком. Технически сложная рубка, но не лишённая достоинств.
  • Обеспечивает надёжное угловое соединение
  • Не смещается
  • Мало умельцев
  • Долго

В охряп

На рисунке видно, что рубка в охряп предполагает наличие чаши сверху и снизу. Чтобы такое соединение не продувалось, нужны золотые руки и не малый опыт. Давно не видел этого узла в применении.
  • Дёшево в изготовлении
  • Лёгко при монтаже
  • Нужен очень хороший мастер
  • Хороший мастер дорого стоит

Этот список далеко не исчерпывающий. Человечество придумало ещё множество методов соединений углов в домах и банях: в охлоп, в седло, прямая и косая лапа, норвежская и канадские типы ручной рубки… Ну, в общем, в каждой крупной деревне, по-хорошему, строили дома так, как учили деды — везде имелись свои хирости и нюансы, но едва ли это имеет значение для современного массового малоэтажного строительства. Так что ближе к делу.

Вы знаете, по-разному. В зависимости от ценового сегмента, в котором работает компания. Так наши «любимые» пестовские бригады особо не мудрствуют и времени на оттачивание технологий шип-паз не тратят — строят встык: быстро и дёшево. Ну да, заказчик потом замучается щели в два пальца толщиной конопатить, разорится на отоплении и углы в его доме покроются плесенью, но кому какое дело. Хотел дёшево — получил дёшево.

А если хотите наглядную разницу, то вот реальные фото — угол встык во время сборки сруба и через некоторое время после строительства. И это ещё не самый печальный случай:

Считаем, что для строительства дома, даже дачи, этот вариант не подходит. Избегайте бригад, которые будут вас убеждать, мол, «десять лет так строим — никто не жаловался». Поверьте — жаловался каждый первый.

Если говорить о самом популярном угловом соединении, то это, конечно, тёплый угол. Ну, в смысле, строители его преподносят как тёплый. По факту, он не обеспечивает гермитичность угла и не справляется с мостиками холода. Несмотря на утепление, профилированный брус при рубке в «тёплый» угол не получится сделать герметичным. Из-за скошенных фасок профиля получаются сквозные дыры, к сожалению. Те, кто дочитают до конца, увидят видео, где я прямо на кусках бруса показываю, почему получаются дыры.

Но подчеркну — такой вариант, конечно, в тысячу раз лучше, чем простая стыковка (сами его используем, но в сочетании со сверлением):

Те компании, которые работают на более требовательных клиентов, используют более сложные узлы. Например, ласточкин хвост. Мы только начинаем осваивать это направление, но уже можно сказать — да, так строить гораздо сложнее, дольше, накладнее, но и качество не сравнится с более дешевыми методами соединения углов в постройках из бруса. Именно этот угол имеет смысл назвать по-настоящему тёплым.

Секрет ласточкина хвоста в том, что в этом углу наклон спила бруса делается по всем плоскостям — со всех сторон он имсеет форму конуса. Благодаря этому просто под действием силы тяжести брус зажимает сам себя, образуя прочное герметичное соединение.

Один из самых популярных угловых соединений брусовых домов и бань в русском стиле является сборка в чашу. Как уже говорилось выше, этот вариант дороже, чем ласточкин хвост, тёплый угол и встык. Дело в дополнительном расходе материала на выносы и в том, что чашу можно срубить только из сухого или клееного профилированного бруса. Но если вы за ценой не постоите, то имеет смысл присмотреться к такому варианту (на фото наш объект):

А для тех, кто может позволить себе хоромы, рынок предлагает старую добрую ручную канадскую рубку. По сути, это та же чаша, но из мощного бревна сухостойной сосны (например). Тёплый, мощный, красивый и долговечный сруб, который стоит кругленькую сумму денег (на фото тоже наша работа):

Время от времени пишут комментарии с вопросами, мол, «А вы-то какой угол посоветуете?» или «А свой дом как построили бы?». Отвечаю: мой дом построен в стандартный тёплый угол (сухой брус кедра).

Фото на этапе сборки сруба:

На этапе покраски:

По окончанию строительства:

Больше фотографий найдёте в этом фотоотчёте в галерее.

Сейчас прошло уже почти 4 года, как закончилось строительство. В целом я очень доволен состоянием углов, но мне пришлось изрядно попотеть, тобы как следует их законопатить. И если бы я сейчас стоял перед выбором, то, пожалуй, остановился бы на соединение ласточкин хвост. Именно этот вариант я считаю идеальным по соотношению качества и стоимости. Можно было бы ещё рассмотреть «в чашу» — очень нравится, как выглядит. Узел надёжный и прочный, но как защитить его от влаги — не знаю.

В СК Смирнов мы только в 2020 году стали применять эту технологию как дополнительную услугу, и пока очень довольны. Посмотрим, будет ли она пользоваться популярностью у клиентов. Возможно, со временем мы совсем откажемся от тёплого угла в пользу ласточкина хвоста. На фото ниже брус 90х140 — собираем перевозную баню. Но в идеале лучше взять для этого соединения брус 150х150.

Чтобы наглядно показать преимущества и недостатки разных типов соединений углов в домах и банях, прямо на производстве сняли видео, где на кусках бурса демонстрируем и комментируем:

​​​​​​​

Если у вас остались вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях — мы ответим на абсолютно каждый.

С уважением,
строительная компания «Смирнов»

Соединение бруса в углах: виды, способы, плюсы и минусы

Коснёмся вопроса не очевидного, но предельно важного для тех, кто только собирается строить деревянный дом или баню — соединения бруса в углах.

В статье дадим краткий обзор со схемами популярных типов соединения, использующихся сегодня в массовом строителсьве, пройдёмся по преимуществам и недостаткам, а главно — ответим на вопрос, какое брусовое соединение мы считаем лучшим и рекомендуем выбрать клиентам СК Смирнов.

Сразу скажу, что тексты для блога пишет человек, имеющий непосредственное отношение к производству бруса и стройке — поэтому оценочное мнение будет основываться на личном опыте.

Содержание:

Есть такие типы угловых соединений как «с остатком» и «без остатка». Имеется в виду наличие или отсутствие выступа части брусины за пределы контуры здания.

Соединения без остатка

В плане расхода материала оптимальный вариант именно делать углы без остатка. А зачастую при строительстве маленького дачного дома или бани можно избежать соединения по длине бруса — стандартная брусина имеет длину 6 метров. Плюс вода не затекает в узел, да и обшить сайдингом или вагонкой проще. Но вот сделать так, чтобы угол, собранный без остатка, не продувался, это надо очень хорошо постараться.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

Соединение встык

Самый простой тип соединения углов из бруса — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

Коренной шип

Тот самый «тёплый» угол, на котором крупными буквами написано на каждом строительном сайте. Обычно преподносится как невероятное преимущество, однако по факту — моральный минимум каждой бригады собирать срубы в этот самый тёплый угол в коренной шип. Мы его называем — крепкий угол.

  • Уменьшает смещение брусьев
  • Дёшево
  • Не требует дорогостоящего оборудования
  • Возникают щели во время усадки
  • Мостики холода

Вставной шип

Часто называется Т-образным узлом и обычно применяется для соединения внутренних стен, но некоторые умельцы не брезгуют поставить такой стык  на угол.
  • Прост в изготовлении
  • Не требует много времени
  • Дёшево
  • Возникают щели во время усадки
  • Деформация угла
  • Мостики холода

Вполдерева вставной шип

Усовершенствованная форма тёплого угла, но в современном домостроительстве используется нечасто — слишком сложное производство. Но повсеместно используется при изготовлении мебели.
  • Вполне надёжен
  • Практически не продувается
  • Дорого
  • Мало мастеров

Ласточкин хвост (в лапу)

Ласточкин хвост или в лапу — дедовский метод брусового соединения углов в избах. Используется редко, потому что не так прост в изготовлении, как может показаться.

О нём подробнее расскажем ниже.

  • Плотно прижимает брусья друг к другу
  • Не продувается
  • Реально тёплый угол
  • Дороже обычного
  • Сложен в производстве

Угловые соединения бруса с остатком (в обло)

Классификация соединений, в которых брус, проходя через узел, выходит снаружи. При помощи таких узлов стоят те самые красивые русские избы. Но и расход материала значительно больше — сами выпуски обычно составляют 20-25 см. Да и часто замалчивают то, что в такие углы часто затекает вода, что грозит гниением. Ну и с наружной отделкой сруба с остатком могут возникнуть.. хмм.. определнные проблемы.

Метод соединения углаОписаниеПреимуществаНедостатки

В чашу

Самый простой тип соединения деревянных брусьев — две брусины стыкуются друг с другом и закрепляются скобой или на гвозди. Некоторые бригады шабашников не запариваются и до сих пор используют этот узел.
  • Дёшево
  • Сердито (очень)
  • Дыры в углах
  • Безумные счета за электричество

В курдюк

По сути рубка в курдюк — это продвинутая чаша, воторая насаживается на выступающий элемент. Собственно, он и называется курдюком. Технически сложная рубка, но не лишённая достоинств.
  • Обеспечивает надёжное угловое соединение
  • Не смещается
  • Мало умельцев
  • Долго

В охряп

На рисунке видно, что рубка в охряп предполагает наличие чаши сверху и снизу. Чтобы такое соединение не продувалось, нужны золотые руки и не малый опыт. Давно не видел этого узла в применении.
  • Дёшево в изготовлении
  • Лёгко при монтаже
  • Нужен очень хороший мастер
  • Хороший мастер дорого стоит

Этот список далеко не исчерпывающий. Человечество придумало ещё множество методов соединений углов в домах и банях: в охлоп, в седло, прямая и косая лапа, норвежская и канадские типы ручной рубки… Ну, в общем, в каждой крупной деревне, по-хорошему, строили дома так, как учили деды — везде имелись свои хирости и нюансы, но едва ли это имеет значение для современного массового малоэтажного строительства. Так что ближе к делу.

Вы знаете, по-разному. В зависимости от ценового сегмента, в котором работает компания. Так наши «любимые» пестовские бригады особо не мудрствуют и времени на оттачивание технологий шип-паз не тратят — строят встык: быстро и дёшево. Ну да, заказчик потом замучается щели в два пальца толщиной конопатить, разорится на отоплении и углы в его доме покроются плесенью, но кому какое дело. Хотел дёшево — получил дёшево.

А если хотите наглядную разницу, то вот реальные фото — угол встык во время сборки сруба и через некоторое время после строительства. И это ещё не самый печальный случай:

Считаем, что для строительства дома, даже дачи, этот вариант не подходит. Избегайте бригад, которые будут вас убеждать, мол, «десять лет так строим — никто не жаловался». Поверьте — жаловался каждый первый.

Если говорить о самом популярном угловом соединении, то это, конечно, тёплый угол. Ну, в смысле, строители его преподносят как тёплый. По факту, он не обеспечивает гермитичность угла и не справляется с мостиками холода. Несмотря на утепление, профилированный брус при рубке в «тёплый» угол не получится сделать герметичным. Из-за скошенных фасок профиля получаются сквозные дыры, к сожалению. Те, кто дочитают до конца, увидят видео, где я прямо на кусках бруса показываю, почему получаются дыры.

Но подчеркну — такой вариант, конечно, в тысячу раз лучше, чем простая стыковка (сами его используем, но в сочетании со сверлением):

Те компании, которые работают на более требовательных клиентов, используют более сложные узлы. Например, ласточкин хвост. Мы только начинаем осваивать это направление, но уже можно сказать — да, так строить гораздо сложнее, дольше, накладнее, но и качество не сравнится с более дешевыми методами соединения углов в постройках из бруса. Именно этот угол имеет смысл назвать по-настоящему тёплым.

Секрет ласточкина хвоста в том, что в этом углу наклон спила бруса делается по всем плоскостям — со всех сторон он имсеет форму конуса. Благодаря этому просто под действием силы тяжести брус зажимает сам себя, образуя прочное герметичное соединение.

Один из самых популярных угловых соединений брусовых домов и бань в русском стиле является сборка в чашу. Как уже говорилось выше, этот вариант дороже, чем ласточкин хвост, тёплый угол и встык. Дело в дополнительном расходе материала на выносы и в том, что чашу можно срубить только из сухого или клееного профилированного бруса. Но если вы за ценой не постоите, то имеет смысл присмотреться к такому варианту (на фото наш объект):

А для тех, кто может позволить себе хоромы, рынок предлагает старую добрую ручную канадскую рубку. По сути, это та же чаша, но из мощного бревна сухостойной сосны (например). Тёплый, мощный, красивый и долговечный сруб, который стоит кругленькую сумму денег (на фото тоже наша работа):

Время от времени пишут комментарии с вопросами, мол, «А вы-то какой угол посоветуете?» или «А свой дом как построили бы?». Отвечаю: мой дом построен в стандартный тёплый угол (сухой брус кедра).

Фото на этапе сборки сруба:

На этапе покраски:

По окончанию строительства:

Больше фотографий найдёте в этом фотоотчёте в галерее.

Сейчас прошло уже почти 4 года, как закончилось строительство. В целом я очень доволен состоянием углов, но мне пришлось изрядно попотеть, тобы как следует их законопатить. И если бы я сейчас стоял перед выбором, то, пожалуй, остановился бы на соединение ласточкин хвост. Именно этот вариант я считаю идеальным по соотношению качества и стоимости. Можно было бы ещё рассмотреть «в чашу» — очень нравится, как выглядит. Узел надёжный и прочный, но как защитить его от влаги — не знаю.

В СК Смирнов мы только в 2020 году стали применять эту технологию как дополнительную услугу, и пока очень довольны. Посмотрим, будет ли она пользоваться популярностью у клиентов. Возможно, со временем мы совсем откажемся от тёплого угла в пользу ласточкина хвоста. На фото ниже брус 90х140 — собираем перевозную баню. Но в идеале лучше взять для этого соединения брус 150х150.

Чтобы наглядно показать преимущества и недостатки разных типов соединений углов в домах и банях, прямо на производстве сняли видео, где на кусках бурса демонстрируем и комментируем:

​​​​​​​

Если у вас остались вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях — мы ответим на абсолютно каждый.

С уважением,
строительная компания «Смирнов»

Угловые соединения. Столярные и плотничные работы

Угловые соединения

Такой тип креплений чаще всего используют в креплении оконных, дверных блоков, парниковых рам, элементов скамеек и качелей. Угловое соединение отличается от других тем, что сплачиваемые детали располагают по отношению друг к другу под углом в 90°. В зависимости от использованных креплений все угловые соединения разделяют на соединения на шип и на ус.

Угловые соединения могут быть Т-образные и L-образные.

L-образные угловые соединения (они также носят название концевых) имеют множество вариантов: от простого – вполдерева, до наиболее прочного – на тройной шип (рис.  54).

Рис. 54. Угловые концевые соединения: а – с одинарным открытым сквозным шипом; б – с одинарным сквозным потайным шипом впотемок; в – с одинарным глухим шипом впотемок; г – с тройным открытым сквозным шипом; д – в прямую накладку вполдерева; е – в сквозной «ласточкин хвост».

Угловые соединения на шип

имеют несколько разновидностей. Сквозное соединение на шип (рис. 54, а, б, г) может иметь в своей конструкции от 1 до 3 шипов, причем с увеличением количества шипов увеличивается и прочность крепления. Несквозное соединение отличается от сквозного тем, что шиповое крепление происходит в середине деталей и внешне остается незаметным. В этом случае внутри заготовок делают небольшие углубления под шипы, которые немного глубже, чем сами шипы, чтобы осталось место для клея (рис. 54, в).

Угловые соединения на ус отличаются тем, что стороны деталей, соединяющихся между собой, срезаны под углом в 45°. Так же как и соединения на шип, крепления на ус могут быть сквозными, при которых видно сплачивание, и несквозными, когда само крепление зафиксировано внутри деталей.

Сквозное соединение на ус (рис. 55) укрепляют как одним шипом, так и тремя.

Рис. 55. Угловое сквозное соединение на ус.

Принцип крепления здесь такой же, как при угловом несквозном на шип. При несквозном соединении на ус разглядеть положение шипа невозможно. Здесь в равной степени могут использоваться как круглые шипы, так и плоские – крепление от этого ни в коей мере не ослабеет (рис. 56).

Рис. 56. Угловое несквозное соединение на ус.

Но при выборке древесины под шипы обязательно делают гнезда немного больше, чем сами шипы, чтобы потом заготовки легко соединялись между собой.

Шиповые соединения выполняют на клею. Их делят на концевые, угловые и ящичные.

Существует очень много вариантов таких соединений (рис. 57).

Рис. 57. Угловые шиповые соединения.

Например, угловые концевые соединения можно делать со сквозным шипом, со сквозным или несквозным шипом впотемок. Такие соединения применяют при вязке брусьев створок, фрамуг, форточек, дверей и т.

 п.

Для строительства дома или возведения крыши необходимо освоить еще два типа соединения: угловая врубка и врубка в лапу.

Угловую врубку можно отнести к угловым типам креплений, т. к. детали по отношению друг к другу находятся под определенным углом.

В зависимости от величины угла различают два типа такого соединения, которые в одинаковой степени перпендикулярно направлены на действующую силу соединения – сжатие.

Первый из них используют только тогда, когда угол между деталями не превышает 45°. Сначала вытесывают древесину со вставной деталью, а затем подгоняют под нее поверхность основания (рис. 58).

Рис. 58. Угловая врубка. I тип.

Второй тип соединения требует угла не меньше 45° между соединяющимися деталями. Врубку здесь делают несколько иначе, чем при первом типе. Она представляет собой две плоскости, расположенные под разными наклонами к первоначальной поверхности основания (рис. 59).

Рис. 59. Угловая врубка. II тип.

Врубку в лапу используют только при строительстве сруба стен или колодца. Чаще всего такое крепление делают простым, так как оно и без того прочное, но встречаются и некоторые усложнения конструкции в виде дополнительных накладок. Чтобы получилась врубка, обтесывают конец бревна, сформировав куб, а затем делят его стороны на 8 частей.

Затем из куба на торцевой поверхности вырубают трапецию, одно основание которой составляет 6 частей, а другое – 4 части.

Лапа со стороны вдоль волокон должна иметь форму трапеции, постепенно сужаясь к основанию бруска. Возле бруска толщина трапеции должна составлять примерно 2–3 части, а с торца не больше 6 частей (рис. 60).

Рис. 60. Врубка в лапу.

При соединении бревен таким типом крепления готовый сруб будет выглядеть так, как показано на рис. 61.

Рис. 61. Схема крепления сруба в лапу.

Вырубка бревен и брусьев для соединения в обло и в чашу показана на рис. 62.

Рис. 62. Соединение (сопряжение) рубленых стен: а – в обло; б – в чашу.

Т-образное соединение названо так из-за своего внешнего вида. После закрепления деталей вставная деталь как бы вырастает из массива другой. Чаще всего такой тип соединения используют при сопряжении лаг перекрытий и перегородок с обвязкой дома.

Угол, при котором соединяют детали, обязательно должен быть 90°. При других углах соединение получается непрочным и очень быстро приходит в негодность.

Среди множества разновидностей Т-образного соединения два типа встречаются чаще других (рис. 63).

Рис. 63. Т-образные соединения: а – с потайным косым шипом «ласточкин хвост»; б – с прямой ступенчатой накладкой.

При первом типе используют потайной шип, имеющий трапециевидную форму, который вставляют с одной из сторон балки (рис. 63, а).

Во втором типе для крепления используют ступенчатую прямую накладку (рис. 63, б). Делают такую накладку следующим образом: выбирают древесину с одной части на 1/2 всей ширины, а с другой – на 1/3. Затем на первой части выбирают древесину на половине накладки еще наполовину, тем самым толщина незатронутой части бруска составляет 1/4 от ширины целого бруска.

На второй части конструкции, где первоначально древесина выбрана лишь ни 1/3, делают еще небольшое углубление так, чтобы незатронутая древесина составляла 1/2 всей толщины бруска. Такая ступенчатая накладка считается наиболее прочной. Для дополнительного крепления лучше использовать клей. Шурупы и гвозди могут только нарушить целостность ступеней.

Глава 3 СТОЛЯРНЫЕ И ПЛОТНИЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие

Глава 3

СТОЛЯРНЫЕ И ПЛОТНИЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

1. Плотничные соединения

Для получения строительных элементов требуемых размеров лесоматериалы соединяют по длине, ширине, толщине и высоте посредством врубок. Врубки применяют при изготовлении балок, ферм, строительстве рубленых и брусчатых домов. Врубки на строительстве выполняют по разметке вручную и по шаблонам с помощью ручного или электрического инструмента. Ножовкой или электропилой выпиливают излишки древесины, после чего стамеской зачищают это место.

При выпиливании нужно следить за тем, чтобы пилой не выходить за пределы разметки.

Соединения должны быть надежными и прочными в процессе эксплуатации, технологичны в изготовлении, выполнены аккуратно и тщательно, с пригонкой на месте монтажа. Зазоры и неплотности в соединениях, а также сучки в местах сопряжения не допускаются. Эти дефекты необходимо устранить.

Соединение отрезков более крупных размеров по длине для получения деталей нужных размеров называются сращиванием. Сращивание производится вполдерева, косым прирубом, прямым и косым накладными замками, прямым и косым натяжными замками, впритык. При сращивании в полдерева (рис. 43,

а) длина соединения должна быть равна 2–2,5 толщины бруса. Соединение скрепляют нагелями (при строительстве брусчатых домов).

Соединение косым прирубом с подрезкой торца (рис. 43, б) делают равным 2,5–3 толщины бруса и крепят также нагелями.

Соединение прямым (рис. 43, в) или косым накладным замком (рис.  43, г) используют в конструкциях, в которых возникают растягивающие усилия. Соединения в прямой накладной замок располагаются на опоре, а в косой накладной замок – у опор.

Соединения в прямой (рис. 43, д) или косой натяжной замок (рис. 43, е) являются прочными, однако их изготовление сложно, кроме того, при усыхании древесины ослабляются клинья, поэтому для ответственных деревянных конструкций применять натяжные замки не рекомендуется.

Сращивание впритык (рис. 43, ж) производится в тех случаях, когда два бруса своими концами ложатся на опору. Концы брусьев соединяют вплотную, а затем крепят скобами.

Рис. 43. Сращивание: а – в полдерева; б – косым прирубом; в – прямой накладной замок; г – косой накладной замок; д – прямой натяжной замок; е – косой натяжной замок; ж – впритык; S – высота бруска.

Угловые соединения. Брусья, бревна соединяют под углом при возведении брусчатых и рубленых стен, устройстве верхней и нижней обвязок в каркасных домах и других деревянных конструкциях. Основными видами плотничных соединений являются соединения в полдерева (рис. 44, а), в полулапу (рис. 44, б), шиповое (рис. 44,

в), угловое соединение сковороднем (рис. 44, г).

Врубку в полдерева выполняют путем вырубки или срезки половины толщины на концах соединяемых брусьев. После вырубки концы соединяют под прямым углом. Соединение в полулапу получается при зарезке на концах брусьев наклонных плоскостей. Обработанные концы брусьев плотно соединяют. Врубку угловым сковороднем выполняют так же, как и врубку в полдерева, но дополнительно в одном из брусьев выпиливают часть древесины.

Рис. 44. Соединение брусьев под углом: а – в полдерева; б – в полулапу; в – шиповое; г – угловое сковороднем

Крестообразные соединения. Этот вид соединения брусьев (рис. 45) применяют при строительстве мостов и изготовлении других деревянных конструкций. Такие соединения выполняют в полдерева, в треть и в четверть дерева, а также с зарубкой одного бруса.

Соединение по высоте. Соединение по высоте называется наращиванием. Этот вид соединения применяют при устройстве столбов, мачт и др. Наращивать бревна и брусья можно впритык с потайным шипом (рис. 46, а), впритык со сквозным гребнем (рис. 46, б), в полдерева с креплением болтами (рис. 46, в), в полдерева с креплением полосовой сталью (рис. 46, г), в полдерева с креплением хомутами (рис. 46, д), косым прирубом с креплением хомутами (рис. 46, е), применяемым в ответственных сооружениях, впритык с накладками и креплением болтами (рис. 46, ж). Длину стыков делают обычно равной двум или трем толщинам соединяемых брусьев или двум или трем диаметрам соединяемых бревен.

Рис. 45. Крестообразное соединение брусьев: а – в полдерева; б – в треть дерева; в – в четверть дерева; г – с зарубкой одного бруса; S – высота бруска

Рис. 46. Соединение бревен при наращивании: а – впритык с потайным шипом; б – впритык со сквозным гребнем; в – в полдерева с креплением болтами; г – в полдерева с креплением полосовой сталью; д – в полдерева с креплением хомутами; е – косым прирубом с креплением хомутами; ж – впритык с накладками и креплением болтами; d – диаметр бревна.

Виды соединения профилированного бруса в угол

Углы дома традиционно считаются зонами, где наиболее велик риск теплопотерь, поэтому при строительстве важно добиться того, чтобы зазоры между венцами, образующими угол, отсутствовали. Помочь в этом может соединение бруса шип и паз, представляющее собой особое крепление без гвоздей, при этом брусья настолько точно подогнаны друг под друга, что появление щелей полностью исключено. Именно эта особенность считается важнейшим преимуществом пиломатериала.


Что такое теплый угол

Это герметичный стык, дающий равномерную усадку. Угловое соединение бруса в теплый угол, или шип-паз, позволяет повысить эксплуатационные характеристики постройки, добиться исчезновения «мостиков холода» и сквозняков.

Технология углового соединения бруса:

  1. Разметка, для точности лучше использовать шаблон.
  2. В боковой плоскости одного из венцов делается паз, в другом – шип, полностью симметричный.
  3. Сборка стен по принципу первый брус-шип справа, второй – слева.
  4. Крепление производится круглыми нагелями.

Пазы делают в производственных условиях на специальном оборудовании. Самостоятельно их можно вырезать бензопилой, ручным станком или лобзиком. Чтобы конструкция в итоге получилась прочная, важно изначально использовать качественный материал с влажностью не более 20%. Для дополнительного утепления могут применяться герметики.


Преимущества теплого угла

Плюсы соединения профилированного бруса в теплый угол:

  • Отсутствие щелей, промерзания.
  • Высокая скорость монтажа, с работой справится даже непрофессионал. «Мокрые» работы, в том числе с бетоном, не требуются.
  • Привлекательность снаружи и изнутри дома.
  • Облицовка и утепление не потребуется.
  • Поможет поддерживать комфортный микроклимат: зимой в помещении будет тепло, летом – прохладно.
  • Устойчивость крепления.
  • Для соединения элементов угла не требуются гвозди и иные крепления.
  • Даже после усадки щель между шипом и пазом не превысит 1-3 мм. В некоторых случаях зазоры специально делают большими, до 5 мм – это существенно упрощает конопатку сруба.

Однако соединение деревянного бруса в теплый угол имеет нюансы:
  1. Точно подогнать шип и паз один под другой могут только мастера.
  2. Теплый угол дороже, чем соединение встык, но в результате помогает экономить на использовании отопительных приборов и конопатке.

Основные разновидности угловых соединений

Существует несколько видов соединения бруса:

  1. Ласточкин хвост. Эта технология соответствует ГОСТу 30974-2002. Трапециевидный шип полностью соответствует по размерам и форме паза. Вариант помогает достичь устойчивости каркаса. Очень экономичный метод, позволяющий получить эстетичный угол, попадание влаги внутрь замка невозможно. Относится к холодным типам соединения, поэтому для сохранения тепла нужно использовать утеплитель. Минус – сложность аккуратного вырубания шипов-трапеций.
  2. В лапу. Простой в исполнении вариант, при котором используется Т-образное соединение торцевых элементов.
  3. В полдерева. Торцы брусьев скреплены за счет специальных выемок. Крепление очень прочное, но имеет сквозную щель.
  4. С коренным шипом. Способ походит для небольших домиков, в которых длина постройки равна длине бруса. В результате получается прочный каркас, устойчивый к землетрясениям и ветровой нагрузке.
  5. Встык с фаской. В двух элементах прорезается паз под фаску. Позволяет добиться прочности и герметичности..

Наиболее распространенные типы соединения бруса для домиков и бань – в лапу и в полдерева. Первый способ более сложен, но позволяет получить надежное крепление. Второй – прост в исполнении, но смотрится менее интересно.

Кроме того, соединение бруса в углах подразделяется на типы. С остатком и без остатка. Первый вариант – прочное крепление, создающее герметичность, при нем брусья, проходя сквозь угол, выходят наружу. Получается красивая постройка, напоминающая старинные русские терема. Однако недостаток этого крепления в том, что возрастут расходы материала.


Соединение бруса в теплый угол с остатком проводится различными способами:
  1. Односторонний замок. В нижней половине бруса делается выемка для верхнего.
  2. Двусторонний замок. Пропилы делаются на обоих элементах, такое крепление – профилактика скрещения, однако важно, чтобы скрепляемые венцы были гладкими.
  3. «В обло», четырехсторонний замок. Самое прочное крепление, не нуждающееся в поддержке нагелями. Запил производится со всех сторон пиломатериала.

При угловом соединении профилированного бруса без остатка компоненты не выходят за границы стен.

Наконец, крепление встык можно использовать только в том случае, если брус как следует просушен. Для его реализации следует поместить венцы в шахматном порядке, скрепив их нагелями.


Варианты соединения встык

Соединение бруса встык считается самым простым креплением. Для его реализации потребуются уголки или пластины из металла, которые крепятся гвоздями или скобками. Для обеспечения плотности прилегания торцы должны быть выровнены. Для защиты от продуваний через зазор снаружи соединение дополнительно утепляют теплоизолирующим материалом, а внутри конопатят. 

Преимущество этого способа соединения бруса в углах – простота выполнения. Минус – нельзя использовать для создания теплого угла из бруса, недостаточно эффективно сохраняет тепло. Поэтому такое крепление выбирают не для домиков, а для хозяйственных построек.

Способ соединения бруса встык со шпонкой – предполагает использование усиливающего элемента – шпонки из осины, ясеня, дуба. Для реализации в торцевых и боковых плоскостях делают отверстия в форме шпонки. Форма при этом может быть прямоугольной или хвост ласточки.


Соединения углов для клееного бруса

Виды соединений клееного бруса различны. Классификация угловых соединений такая же, как и у профилированного бруса и бревен, однако вариант «в обло» использовать нельзя, поскольку пиломатериал прямоугольного сечения, поэтому круглую врубку реализовать не получится. Можно выбрать варианты с остатком (в чашу) или без остатка (в лапу). Первый – самый распространенный, позволяет добиться хорошей теплоизоляции угла, эстетичности и устойчивости постройки. Недостаток – повышенный расход материала.

Без остатка или в лапу – вариант соединения клееного бруса, способствующий экономии материала, однако необходима облицовка. В противном случае поверхности будут промокать и промерзать. 

Таковы основные варианты соединения бруса между собой. Конечно, добиться полной герметичности можно только в том случае, если работы выполняет мастер с опытом. Поэтому тем, кто не обладает квалификацией, лучше обратиться к специалистам «Уютной дачи», которые выполнят работы качественно и быстро. Дерево не терпит невнимательного отношения, с ним должен заниматься тот, кто умеет это делать.

Собственное производство дает «Уютной даче» возможность идеально точно подогнать элементы домокомплектов один под другой. Готовые к сборке проекты в наличии на складе, поэтому после заказа сотрудники доставят их на участок, где соберут. Вам останется только насладиться комфортом и теплом.

разных углов, разные методы: оптимизируйте каждый поворот

Добро пожаловать в учебное пособие № 11 из нашей серии «Университет водителей». Сегодня мы собираемся изучить, как нам следует изменить нашу технику для разных типов углов.

Три типа углов

Конечно, нет двух одинаковых углов на любой гоночной трассе, но мы можем разделить повороты на три основных типа — в зависимости от того, что следует за ними, а не от самого угла.

Мы можем использовать эти три категории — при условии, что водитель быстро и стабильно входит в поворот, — потому что прямая, следующая за поворотом, более важна для времени круга, чем сам поворот.

Следовательно, мы можем разделить каждый угол на бытие:

  • Перед длинной прямой
  • Перед короткой прямой
  • Непосредственно перед другим углом (или последовательностью углов)

Для каждого из этих разных типов поворотов мы получаем наибольшую выгоду, если у нас есть своя техника вождения.

Во-первых, вы можете спросить, как мы определяем короткий или длинный стрит? Конечно, это немного сложно, но для целей этого урока я скажу, что длинная прямая — это участок, на котором вы можете подумать об обгоне, а в трековые дни — прямых, где организаторы разрешают обгон.

Повороты перед длинной прямой

Автомобиль самый быстрый, когда едет по прямой.

Это не значит, что мы должны вести наши машины только по прямым линиям и между точками, но с поворотами, которые предшествуют длинной прямой, мы должны стараться как можно больше открывать выезды из углов, чтобы сократить время круга.

На выходе из этих поворотов скорость на выходе будет всего на одну милю в час больше, и вы будете продолжать использовать это преимущество на протяжении всей следующей прямой. В совокупности это дает значительную экономию времени.

На приведенной ниже диаграмме показан пример поворота на медленной скорости с длинной прямой.

В этом типе поворота выгодно тормозить немного раньше, поздно входить в поворот, поздно разворачиваться и открывать выход из поворота, чтобы можно было быстро получить полный газ.

Вот краткое описание того, что вам нужно сделать:

  1. Тормозить сравнительно рано, так как на минимальной скорости рано будет поворот
  2. Свернуть довольно поздно, «свернув» въезд
  3. Apex поздно, обычно около ⅔ — ¾ за углом — это открывает выезд, позволяет быстрее выпрямить автомобиль, а затем до полного ускорения рано
  4. Используйте всю гусеницу на выезде при увеличении угла поворота
  5. Продолжать удерживать преимущество в скорости на протяжении всей следующей прямой, в результате чего время круга сокращается.

Угол перед короткой прямой

На схеме ниже показан пример того, что я имею в виду под короткой прямой — это просто соединяющая прямая между двумя поворотами без времени на длительный период ускорения или обгона.

С этим типом угла возможность выиграть время есть только при входе в угол, а также при выходе из второго угла в зависимости от длины следующей прямой. Для простоты мы пока не будем обращать внимание на второй угол.

Поскольку прямая после первого поворота такая короткая, приоритетом не является выезд — скоро нам придется снова нажать на тормоза для второго поворота, и поэтому любая дополнительная скорость выхода, которую мы несем, не так важна .

Поскольку нам не нужно сосредотачиваться на скорости выхода, вам следует попытаться передать как можно больше скорости в первую вершину. Идея состоит в том, чтобы оставаться на дросселе как можно дольше и повернуть к вершине немного раньше, чем мы могли бы подумать.

Как вы можете видеть на диаграмме ниже, большая часть поворота выполняется на вершине и после нее. Мы немного проезжаем трассу в зоне торможения, что позволяет водителю сильнее тормозить даже после поворота.

После того, как вы миновали вершину, необходимо расположить машину так, чтобы максимально увеличить выход из второго поворота.

В нашем примере есть длинное движение по прямой, поэтому мы должны изменить нашу технику, чтобы открыть выход из второго поворота и как можно скорее получить полный газ.

Вот краткое описание того, что вам нужно сделать:

  1. Тормозить как можно позже, чтобы выиграть время на прямой
  2. Поверните немного раньше обычного и приведите автомобиль к вершине. Это отрезает несколько метров пути, и вы сможете сделать платформу более плоской.
  3. Вы должны были разогнаться до апекса, теперь продолжайте замедлять машину и расположите ее так, чтобы максимально увеличить выход из второго поворота

Последовательность углов

Последовательности поворотов, пожалуй, самые увлекательные на гоночной трассе. Подумайте о Мэгготсе, Бекетсе, Часовне в Сильверстоуне или поворотах 6, 7 и 8 на COTA.

Однако они вызывают определенные трудности у водителей. Вот почему эти типы изгибов так полезны, когда вы их делаете правильно.

Когда один угол следует за другим, ваша линия выхода из одного является линией входа в следующий. Итак, как нам принять решение о том, какая из гоночных трасс наиболее важна и какую выбрать?

Как всегда, поворот, предшествующий следующей длинной прямой, является наиболее важным — любая дополнительная скорость на выходе здесь переносится на прямую и ускоряет круг.

Когда мы думаем о гоночной линии, нам нужно работать в обратном направлении от последнего поворота в последовательности перед прямой.

Думайте о последнем повороте в серии, как о любом повороте перед длинной прямой. Нацельтесь на позднюю вершину и как можно раньше на выходе нажмите на акселератор, увеличивая скорость на следующей прямой.

На карте треков ниже видно, что мы максимально открыли последний угол в последовательности. Все повороты, предшествующие этому, являются своего рода компромиссом, но идея состоит в том, чтобы поддерживать высокий импульс и хорошо позиционировать себя для финального поворота.

Когда ваша машина находится на грани сцепления с дорогой (дополнительную информацию см. В руководстве здесь), ваша линия не будет абсолютно одинаковой на каждом круге.

Я говорю не о серьезных ошибках, а о небольших изменениях в гоночной трассе, поскольку машина естественно движется немного плотнее или шире, чем предполагалось.

В последовательности поворотов важно быть динамичным. Если вы побежите немного шире на выходе из одного поворота, вы выиграете немного времени, но вы поставите под угрозу вход в следующий.

Все эти изменения управляемы и не будут стоить вам никакого времени, но вы не должны отклоняться слишком далеко от идеальной гоночной линии — для правильного выполнения этого критически важно иметь хорошее видение на протяжении всей последовательности поворотов.

Вкратце

Когда я еду по треку, я считаю, что если моя линия на повороте правильная, значит, это быстро. Это связано с опытом и временем сидения, но используйте информацию в этом руководстве, чтобы подтвердить свое интуитивное мнение об оптимизации гоночных трасс для разных углов.

Если вы не уверены в некоторых сложных маршрутах или хотите провести дополнительное исследование, прежде чем отправиться на следующий трек, обязательно ознакомьтесь с нашими подробными руководствами по схемам, в которых мы объясним идеальные линии вокруг различных схем.

Как всегда, спасибо за внимание, до встречи, Скотт.

Уголки

Погрузка

Чтобы узнать больше, посмотрите мою статью о технике прохождения поворотов.

Мы попытаемся понять, почему более тяжелый автомобиль поворачивает медленнее, но аэродинамическая прижимная сила (давление между шиной и асфальтом) помогает машине проходить поворот быстрее.

Рассмотрим гоночный автомобиль, который проезжает поворот, для простоты, круг. Пусть буква V обозначает скорость автомобиля, пусть R будет радиусом окружности, а m символизирует массу (вес) автомобиля. Сэр Исаак Ньютон (1642-1727), британский философ и математик, известен как первооткрыватель гравитации. Популярная история гласит, что он дремал под яблоней и, разбуженный ударом падающего яблока по голове, пришел к осознанию того, что на яблоко должна быть сила, которая заставила его упасть на землю с лязгом. ему по голове.Глупая история или нет, Ньютон сформулировал некоторые основные взаимосвязи между массой и силами и ускорением тел, которые являются основой всех инженерных наук. Исаак Ньютон для инженерии такой же, как Альберт Эйнштейн для физики. Старый Исаак Ньютон показал, что если объект вращается по кругу, на него должна действовать сила, указывающая на центр круга (если бы не было центральной силы, направление автомобиля было бы прямой линией). Обозначим центральную силу Fc. Эта центральная сила определяется по формуле:

.

На гоночном автомобиле эта сила, конечно же, обеспечивается шинами.Боковое усилие, которое может оказывать шина, зависит от состава и конструкции шины, а также от того, насколько сильно она прижимается к земле. Приблизительное уравнение для максимальной силы трения:

В этом уравнении символ m обозначает коэффициент трения между ярусами и землей, а N — нормальная сила, действующая на ярусы; как сильно их прижимают к земле. Говоря математическим языком, шины с высоким сцеплением имеют высокое значение m.
Ньютон сделал необычное наблюдение, что покоящееся (неподвижное) тело будет оставаться в покое, если на него не действует какая-либо сила.Это первый закон движения Ньютона. Его Второй закон движения гласит, что тело будет ускоряться под действием силы. Ускорение больше, если сила больше, и меньше, если масса тела больше. Второй закон движения представлен уравнением:

, в котором F равно M умноженному на A. F — сила, M — масса тела, а A — ускорение тела, вызванное силой.
Но нас интересуют гоночные автомобили, и они не только ускоряются по прямой, но и поворачивают повороты.Гоночные шины создают боковые силы, которые заставляют автомобиль ускоряться к центру дуги поворота. Если масса (M) движется по дуге окружности, мы можем выразить A как квадрат скорости (V2), деленный на радиус кривой. Уравнение второго закона Ньютона теперь выглядит так:

Сила Fc обычно называется центробежной силой. Это то, что удерживает струну натянутой, когда вы качаете на ней гирю. Сила, действующая на струну, увеличивается, чем быстрее вы вращаете вес, и уменьшается, когда вы удлиняете струну.Вес машины такой же, как вес на веревке, а шины на поворотной машине — это веревка!

Взгляните на это уравнение, Fc = MV2 / R, и представьте машину, которая поворачивает за угол. Если M становится больше, Fc должен быть больше, чтобы знак равенства оставался правильным. Это означает, что чем тяжелее автомобиль, тем большее усилие требуется, чтобы удерживать его на дуге. Чем быстрее автомобиль, тем больше становится V, и в то же время Fc увеличивается для той же дуги. Более узкий угол означает более низкое значение R, а это означает, что Fc должно быть больше.
Это просто базовое уравнение того, что вы уже знаете. Более легкий автомобиль поворачивает быстрее, а меньшая дуга (крутой поворот) — более медленный поворот. Вы также знаете, что для более быстрого поворота требуется больше усилий — вы можете это почувствовать. Обратите внимание, что сила поворота пропорциональна квадрату скорости. По той же дуге прохождение поворота на скорости 60 км / ч требует в четыре раза большей силы, чем 30 км / ч (60 раз 60 = 3600, что в четыре раза больше 30 раз 30 или 900).
Эти несколько уравнений и есть суть современных гонок. F = MxA или его дуговой эквивалент Fc = MxV2 / R говорит о том, что нам нужен легкий автомобиль с мощным двигателем.
Ffric = mxN говорит, что вам нужны липкие шины, хорошая подвеска (чтобы шины постоянно контактировали с дорогой) и вся прижимная сила, которую вы можете создать.

Угловые фазы и типы

Каждый угол имеет три отдельных этапа: вход в угол, вершина угла и выход из угла. При описании характеристик управляемости автомобиля на этом повороте важно распознавать каждую фазу поворота.

Угловой въезд или поворот — это точка, в которой автомобиль начинает поворот.Поворот — это, как это ни звучит, широкий термин, используемый для указания машины в угол. Этой фазе обычно, но не всегда, предшествует торможение. Иногда торможение фактически продолжается в этой фазе, а в определенных случаях — до следующей фазы. На этом этапе вес начинает переноситься с внутренних шин на внешние шины, и из-за торможения с задних на передние колеса на этом этапе возникает избыточная поворачиваемость, которую некоторые водители будут использовать для облегчения поворота. Если на этом этапе происходит торможение, перенос веса на самом деле более сконцентрирован по диагонали от внутренней задней шины к внешней передней шине.

Во время фазы Corner Apex или точки «срезания» автомобиль достиг средней точки, которая разделяет вход из поворота и выход из поворота. Вершина — это нейтральная точка угла, место перехода между входом и выходом. Эта фаза может быть очень короткой в ​​случае быстрого изгиба или шиканы или довольно продолжительной, как в случае длинных поворотов с постоянным радиусом, таких как Кривая 2 на трассе Интерлагос Бразилии или Поворот 13 на автодроме Индианаполиса.На этом этапе перенос веса остается относительно устойчивым от передних к задним колесам и сосредоточен на внешних шинах. Вершина угла — самая медленная часть угла. Различные углы могут иметь разные естественные вершины, будь то ранние или поздние (до или после середины поворота), и отдельные гонщики также могут использовать разные вершины в соответствии с их личной техникой. (Поздняя вершина может позволить приложить силу раньше и может помочь «выпрямить» угол).

Выход из поворота начинается с того момента, когда рулевое управление начинает уменьшаться по мере того, как водитель раскручивает колесо.На этом этапе водитель снова включает дроссельную заслонку по мере того, как рулевое управление постепенно выключается: в идеале, удерживая автомобиль прямо на краю круга сцепления за счет острого чувства равновесия. Ускорение обычно присутствует, но не всегда в этой фазе. На этом этапе перенос веса начинает восстанавливаться обратно к центру тяжести автомобиля, разгружаясь с внешних шин. Чем больше ускорение, тем больше эта передача смещается назад, и снова диагональ может быть проведена от внешнего фронта к внутреннему тылу.Это происходит до тех пор, пока движение вперед машины не выровняется и вес не сравняется с обоими задними колесами.

Типы углов

Я хочу перечислить здесь только некоторые из наиболее частых типов углов. Их гораздо больше и их комбинаций, но когда вы хотите, чтобы настройка была выполнена правильно, вы сосредоточитесь на этих нескольких основных и наиболее требовательных типах. Кстати, может быть, вы захотите проверить мою статью о настройке гоночной машины. Там вы можете узнать, как настроить машину для каждого типа поворота, указанного здесь.

Угол постоянного радиуса, «Параболика», Монца


Угол постоянного радиуса — это угол с быстрым плавным поворотом, длинной устойчивой вершиной и плавным выходом. При условии, что трасса достаточно ровная, подготовка к повороту может быть выполнена в обычном поместье. Как и во всех поворотах, необходимо проанализировать, насколько это важно для общего времени круга и сколько таких поворотов на трассе, прежде чем определять, насколько сильно угол должен влиять на настройку автомобиля.

Угол с увеличивающимся радиусом — это угол с более длинным выходом, чем на входе в угол, и обычно он сопровождается небольшой вершиной угла. В этом типе поворота идея состоит в том, чтобы тормозить поздно и круто поворачивать, рано продвигаясь к вершине поворота, а затем быстро и постепенно ускоряться до максимальной скорости выхода
. Поскольку угловая линия выхода обычно не имеет ориентиров, становится трудно судить. Из-за расширенного выхода из поворота, если невозможно ускориться должным образом, это становится участком, на котором может быть потеряно относительно большое количество времени.Поэтому тяга при ускорении важна для минимизации времени
. Это крайне важно, если поворот выходит на основную быструю прямую.

Угол с увеличивающимся радиусом, «La Caixa Corner», Circuit de Catalunya

Угол с уменьшающимся радиусом, Маньи-Кур, «180 градусов»


Угол с уменьшающимся радиусом — действительно один из самых сложных углов для настройки.Как вы можете видеть на изображении выше слева, ваша зона торможения следует по дуге, ведущей к позднему апексу. Совершенно необходимо, чтобы автомобиль мог одновременно глубоко тормозить и разворачиваться. Отточенная техника торможения на трассе демонстративно поможет пройти здесь пас.


Быстрый ход обычно представляет собой комбинацию двух или более углов. На этих скоростях аэродинамический баланс
является ключевым фактором. Но, вероятно, не менее важна правильная линия, которая обеспечивает самое быстрое совокупное время сектора.Пропуск лучшей линии во время фазы всего на один метр может стоить огромной потери времени, поскольку это нарушает поток для следующей фазы или, что еще хуже, всего следующего угла. По этой причине решающее значение имеет отклик рулевого управления от внешнего интерфейса. Также водитель должен верить в настройку, поскольку достигнутые здесь скорости компенсируют
ошибок большими вращениями.
Fast Speed ​​Esse’s, Нюрбургринг, Северная петля

Esse’s средней скорости, SaoPaolo Brasil, «S do Sena»


Как и быстрое esse, среднескоростное esse обычно представляет собой комбинацию двух или более углов.Однако здесь пружины и амортизаторы более важны, чем аэродинамика, в основном из-за того, что автомобиль либо увеличивает, либо снижает скорость при прохождении этих поворотов. Также более агрессивный водитель может использовать здесь бордюры, поэтому быстрые настройки амортизатора также имеют значение
.

Чиканы по сути являются медленными, поэтому здесь применимы все характеристики среднего эссе. Кроме того, поскольку фазы происходят в быстрой последовательности (по отношению к общему меньшему размеру шиканы), дисбаланс автомобиля имеет тенденцию увеличиваться в точке смещения веса во время изменения направления.Кроме того, общие более низкие скорости означают, что аэродинамика меньше влияет на баланс автомобиля, а механическое сцепление имеет большое влияние. Из-за того, что большинство шиканов плотно прилегают к бордюрам, езда по бордюрам представляет собой приемлемый риск. Часто шикана будет самым медленным поворотом на конкретной трассе. Это означает, что ему много раз предшествует сильная зона торможения, что делает его отличным моментом для точной настройки смещения при торможении. Поскольку это делает шикану лучшим местом для обгона, следует сосредоточить внимание на настройке автомобиля через предыдущий поворот
, чтобы обеспечить наиболее эффективный выезд.Это, в свою очередь, даст машине максимальную скорость на предыдущей прямой, ведущей к шикане, что значительно упростит обгон.
Chicane, Spa Frankorschamps, Бельгия, «Bus stop chicane»

Шпилька Magny Cours «Аделаида угол»


Шпильки на поворотах максимально усиливают тормозные способности автомобиля. Как правило, машину уговаривают снизить скорость с максимальной до 60–100 км / ч.Хорошее сцепление с передней частью необходимо для того, чтобы водитель мог быть конкурентоспособным здесь, особенно при обгонах. Поворот происходит рано, а короткая вершина находится посередине внутреннего бордюра. Во время квалификации линейка будет отличаться. Торможение будет продолжаться как можно позже (позволяя автомобилю двигаться с максимальной скоростью на несколько сотых секунды дольше) с последующим поздним поворотом. Это сместит вершину назад на более позднем этапе поворота (следы заноса представляют собой хорошую быструю линию). При более позднем перемещении вершины радиус выхода уменьшается, что позволяет применять мощность раньше и, что более важно, с более агрессивной скоростью.

Время от времени два последовательных поворота будут выстраиваться таким образом, что это позволяет водителю
атаковать их оба как один поворот. Это означает, что выход первых углов (фаза 3) и вход вторых углов (фаза 1) становятся по существу обоими углами фазы 2 или общей вершиной угла. В этом случае вторая фаза скорее большой и может содержать некоторые регулировки дроссельной заслонки. Автомобиль должен быть настроен так, чтобы регулировка дроссельной заслонки в середине угла не влияла на автомобиль негативно.По этой причине эти типы углов имеют те же характеристики, что и угол постоянного радиуса
.
Угол с двойной вершиной, сепанг, 7 и 8 витки

Апекс

Средняя точка внутренней линии за углом, на которую водители направляют свои машины. В этот момент автомобиль приближается к внутреннему краю трассы. В этот момент водитель перестанет въезжать и начнет выходить из угла. Это считается идеальной гоночной трассой.

Угол развала и вне развала

Чтобы визуализировать развал трассы, представьте себе овальную гоночную трассу с наклоном внутрь трассы для облегчения прохождения поворотов. Противоположный угол колеи, отличный от внутреннего радиуса угла, известен как «негибкий» или «неблагоприятный развал». Часть того, на что инженеры и водители обращают внимание на прогулках по треку в день настройки, — это определить, какие повороты находятся вне развала, а в какой степени.Некоторые из поворотов трассы Абу-Даби Яс-Марина представляют собой повороты вне развала, а повороты с наклоном, как и большинство поворотов трассы для спидвея в Америке, являются примерами поворотов с изгибом.

Шпилька для волос Monaco Grand Hotel

Бордюры
Бордюрные бордюры на углах или шиканы гоночных трасс. Бордюры обеспечивают дополнительную безопасность, поскольку водители должны снижать скорость при проезде по ним.


Бордюры — полосы

Бордюры

Бордюры — полосы

Прохождение поворотов жизненно важно для бизнеса гоночных автомобилей, и Формула-1 не исключение.
Самое важное — это понимать «круг тяги». Шины гоночного автомобиля обладают лишь ограниченным сцеплением с дорогой. Это может быть продольное сцепление при торможении и ускорении, поперечное сцепление при прохождении поворотов или, скорее всего, на поворотах — их комбинация.

Гонщики перекрывают различные фазы торможения, поворота и приложения мощности, чтобы попытаться заставить шину работать с максимальной нагрузкой и как можно дольше. Это умелое использование этого перекрытия, отпускание тормозов и подача газа до нужной степени, чтобы не переусердствовать с доступным сцеплением, что позволяет наилучшим образом использовать «круг сцепления». Лучшие — это те, кто сможет извлечь из шин максимальное количество как можно дольше.

Избыточная и недостаточная поворачиваемость жизненно важны для понимания того, как машина поворачивает.
Пониженная поворачиваемость по своей сути является стабильной — как только автомобиль снизит скорость в достаточной мере, сцепление с дорогой будет восстановлено, поэтому почти все дорожные автомобили настроены на недостаточную поворачиваемость на пределе сцепления. Но это также замедляет машину, поэтому инженеры шасси Формулы-1 стараются избегать этого. Избыточная поворачиваемость, напротив, очень нестабильна. Если водитель не примет меры, чтобы быстро исправить это, умело используя рулевое управление и дроссель, это может привести к пробуксовке. Но шасси с «избыточной поворачиваемостью» помогает водителю в повороте и, на пределе сцепления, позволяет опытному водителю выдерживать в повороте гораздо большую скорость, чем недостаточная поворачиваемость.Вот почему, в большей или меньшей степени, все машины Формулы-1 имеют избыточную поворачиваемость.

Обозначение поворотов на гоночных трассах — это то, что на многих трассах используется по-разному. В Каталонии и Нюрбургринге повороты названы в честь спонсоров, в Маньи-Кур они названы в честь других трасс, а во многих других трассах они названы в честь мест, которые были там до того, как трасса была создана. Альберт-Парк в Канаде — одна из трасс, на которой большинство поворотов названо в честь гонщиков, в данном случае сошедших с дистанции нескольких чемпионов мира.

Быстрый просмотр некоторых цепей дает следующие драйверы после названий углов:

Айртон Сенна — 3 (Интерлагос, Монреаль, Хоккенхайм)
Альберто Аскари — 2 (Альберт-парк, Монца)
Ники Лауда — 1 (Альберт-парк)
Джим Кларк — 2 (Альберт-парк, Хоккенхайм)
Джек Брэбэм — 1 (Альберт) Парк)
Алан Джонс — 1 (Альберт-Парк)
Грэм Хилл — 1 (Альберт-Парк)
Джеки Стюарт — 1 (Альберт-Парк)
Ален Прост — 1 (Альберт-Парк)
Жиль Вильнев — 1 (Имола)
Михаэль Шумахер — 1 (Нюрбургринг)

Ознакомьтесь со статьей «Уравнение Мосли»

Чтобы получить полное представление о динамичном вождении, взгляните на Углы, Настройка, Круг сцепления, Использование шин, Торможение левой ногой, торможение, улучшенное торможение, Техника торможения WRC, Скольжение, дрейф, прохождение поворотов, переключение передач, Техника вождения пяткой и носком и рулевой техники изделия

Вернуться к началу страницы

8 — Как точно настроить углы

Вход Corner генератора L1S и вход Inner-Corner генератора A2S позволяют позиционировать сегменты на основе вершин пути.Хотя это кажется простым, есть несколько элементов управления, которые помогут вам настроить углы именно так, как вам нужно. Все настройки для управления поведением углов можно найти в свойствах генератора, перейдя на вкладку Rules .


Выбор типа вершины.

Прежде всего, RailClone позволяет вам решить, какие типы вершин будут генерировать угловую геометрию. Сплайновые объекты 3ds Max имеют 4 типа вершин: угол, угол Безье, Безье и гладкий.В свойствах генератора вы можете выбрать, какой из этих 4 типов создает угловой сегмент, просто выбирая их из раскрывающегося списка.

Мы рассмотрим пример, чтобы увидеть, как это работает. В следующих нескольких упражнениях мы создадим стиль с дорожкой, указателями, скамейками и лотками, чтобы проиллюстрировать, как RailClone обрабатывает углы.

Упражнение: изменение типов вершин
  1. Откройте chapter_8_signpost_corner_angles_start.max из загрузок этого руководства.
  2. В этой сцене вы найдете два объекта RailClone, путь и отдельный стиль для некоторых вывесок. Их можно было объединить, но для обеспечения совместимости с пользователями Lite они были разделены для этого руководства.
  3. Выберите объект RailClone с именем rc_signs и откройте редактор стилей. Все сегменты уже добавлены на график, но еще ничего не подключено.
  4. Подключите сегмент стойки к входу Corner генератора.В этом сегменте используется простой столб с прикрепленным знаком. Он был ориентирован таким образом, чтобы знак был перпендикулярен пути.
  5. Теперь у вас будет полюс на каждой вершине сплайна типа угла или угла Безье. Это режим по умолчанию, но его можно легко изменить в раскрывающемся списке Vertex Type в меню Свойства генератора > Правила .
  6. Чтобы проверить это, попробуйте изменить Vertex Type на Smooth . Теперь у вас будет только один полюс на единственной гладкой вершине сплайна.Снова измените тип на Bezier-Corne r, и вы увидите 3 полюса, и измените его обратно на Corner или BezierC , и вы получите полюса только на жестких изгибах, которые нам нужны. Возможность выбора типа вершины таким образом позволяет вам размещать угловые сегменты там, где они вам нужны, но при этом позволяет вам использовать другие типы вершин для управления формой пути.

Включение и выключение параметра изгиба углового сегмента.

Если вы посмотрите на столбы, то заметите, что они неестественно деформируются.

Это связано с тем, что по умолчанию RailClone пытается согнуть сегменты, чтобы они соответствовали траектории. На жестком углу это может вызвать некоторые проблемы, поэтому во многих случаях желательно отключить настройку изгиба углового сегмента. Для этого выполните следующие действия:

  1. Выберите сегмент Post
  2. Выберите вкладку Deform в свойствах сегмента
  3. Отключите Bend .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *