Территориальные границы земельного участка определяются на основе – Статья 261. Земельный участок как объект права собственности. 1. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Содержание

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности. 1. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

2. Если иное не установлено законом, право
собственности на земельный участок
распространяется на находящиеся в границах
этого участка поверхностный (почвенный)
слой и замкнутые водоемы, находящиеся на
нем лес и растения.
3. Собственник
земельного участка вправе использовать по
своему усмотрению все, что находится над и
под поверхностью этого участка, если иное
не предусмотрено законами о недрах, об
использовании воздушного пространства,
иными законами и не нарушает прав других
лиц.
Комментарий к статье 261
1.
Земельный участок является объектом
недвижимости и в соответствии со ст. 128
является объектом гражданских прав.
Земельный участок представляет собой часть
земной поверхности, имеющую границы.
Таким образом, установление границ (наряду
с местоположением) является не только
средством индивидуализации земельного
участка, но и способом создания самого
объекта права.
2. Установление границ
производится в определенном порядке, в
частности межеванием.
При постановке
земельного участка на кадастровый учет
используются сведения о ранее учтенных
земельных участках и сведения о
сформированных частях земельных участков,
оформленных в виде описаний земельных
участков. Описание представляет собой
документ, оформляемый на основании
материалов межевания и иной
землеустроительной документации о
формировании вновь образуемых (образовании
новых) земельных участков или уточнении
сведений о ранее учтенных земельных
участках. При оформлении описаний
используется градостроительная и иная
документация, содержащая необходимые для
государственного кадастрового учета
земельных участков сведения.
Описание
должно содержать сведения о
местоположении, площади, категории земель и
разрешенном использовании земельных
участков, а также описание границ земельных
участков и их отдельных частей. Описание
содержит чертеж земельного участка,
описание границ и другие реквизиты
(Требования к оформлению документов о
межевании, представляемых для постановки
земельных участков на государственный
кадастровый учет утверждены Приказом
Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327).
3. Правом собственности охватывается лишь
плоскость земельного участка,
поверхностный (почвенный) слой, а также
находящиеся на участке водоемы, лес и
растения.
То, что находится под и над
земельным участком, может быть
использовано собственником постольку,
поскольку иное не предусмотрено Законами о
недрах, об использовании воздушного
пространства, иными законами. Это означает,
что воображаемый «столб», уходящий вверх и
вниз от земельного участка, не принадлежит
собственнику участка. Собственник
пользуется тем, что находится в этом
пространстве в силу того, что находится на
самом участке, и потому имеет больше на это
оснований, чем иные лица. В ст. 40 Земельного
кодекса указывается на право собственника
использовать в установленном порядке для
собственных нужд имеющиеся на земельном
участке общераспространенные полезные
ископаемые, пресные подземные воды, а также
закрытые водоемы. Если специальными
законами (о недрах, воздушном пространстве
и т.д.) будут установлены специальные
правила, регулирующие использование этого
пространства, собственник должен будет
подчиниться им. В ст. 261 не
предусматривается каких-либо преимуществ,
предоставленных собственнику земельного
участка в отношении недр или воздушного
пространства, находящегося над его
участком.
4. Указание на то, что
пользование участком должно
осуществляться без нарушения прав других
лиц, по существу повторяет норму п. 3 ст. 209.
Если иное лицо будет использовать недра
или воздушное пространство над участком
собственника, не имея на то прав, а лишь
ссылаясь на то, что это пространство не
принадлежит собственнику земельного
участка, то собственник вправе требовать
прекращения таких действий, поскольку они
создают ему помехи или неудобства (ст. 304).
5. В соответствии со ст. 6 Земельного
кодекса земельный участок является
делимым, если может быть разделен на части,
каждая из которых после раздела образует
самостоятельный земельный участок,
разрешенное использование которого может
осуществляться без перевода его в состав
земель иной категории, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами.
Поскольку хозяйственное
назначение участка тесно связано с его
специальным назначением, отражаемым в
присвоенной участку категории, следует
признать, что раздел участка может привести
к утрате им хозяйственного назначения в
смысле ст. 133 ГК. В этом случае участок
должен быть отнесен к категории неделимых
вещей. При изменении категории земельного
участка участок может быть признан делимым.
Перевод земель из одной категории в другую
осуществляется в административном порядке
(ст. 8 Земельного кодекса).
В то же время
указанный в ст. 6 Земельного кодекса такой
объект земельных отношений, как часть
участка, по-видимому, не может считаться
объектом гражданских прав, поскольку речь
идет о неделимом земельном участке.
6.
Не является объектом гражданских прав и
такой объект земельных отношений, как земля
(земли), указанный в ст. 6 Земельного кодекса,
поскольку он не обладает признаками,
указанными в ст. 260.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Территориальные границы земельного участка определяются. Садовый земельный участок. Земли особо охраняемых природных территорий

Понятие
земельного участка является центральным
в земельном законодательстве.

За
рубежом (США, Англия, Швеция и т.д.) под
земельным участком понимается конус с
вершиной в центре Земли, сечением в
земной коре по границе участка и
основанием, уходящим вверх. Все, что
находится в конусе: недра, полезные
ископаемые, здания, постройки, инженерные
коммуникации, относится к земельному
участку.

В
Российском законодательстве имеется
несколько определений земельного
участка, не урегулирован вопрос о
соотношении понятий «земля» и «земельный
участок», нет точного указания на то,
когда следует применять понятие «земля»,
а когда – «земельный участок».

Все,
что ниже почвы (плодородного слоя),
принадлежит государству, и пользование
регламентируется Законом РФ «О недрах».
Все, что выше земной поверхности и
находящихся на ней зданий, строений и
сооружений, также принадлежит государству,
и его пользование регламентируется
Воздушным кодексом РФ.

Над
одной точкой земной поверхности может
быть несколько земельных участков на
разных уровнях (наземный, надземный,
подземный), у которых может быть несколько
различных собственников и пользователей.

Экономико-юридический
словарь дает определение не понятию
«земля
»,
а понятию «з
е

мли
»:

З
е

мли

– ресурс, используемый для производства
сельскохозяйственной продукции, для
строительства домов, городов, железных
дорог, один из основных компонентов
производства (другие компоненты: труд,
капитал, природные ресурсы).

Статья
9 Конституции РФ устанавливает, что
земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Осуществляя властные
полномочия на своей территории,
государство устанавливает обязательные
для исполнения всеми пользователями
земли экологические требования в
интересах общества, контролирует
использование земель, определяет
охранные зоны, публичные сервитуты и
т.д.

Земля
является объектом недвижимости, причем
любое иное имущество, прочно связанное
с ней, является недвижимостью только в
силу своей связи с землей, имеет
определенный правовой статус, который
определяет форму законного владения,
целевое назначение и разрешенное
использование.

Когда
мы говорим о земле как объекте земельных
правоотношений, мы имеем в виду землю
не в ее естественном состоянии, а землю,
в отношении которой установлен
определенный правовой режим, в силу
чего она и становится объектом права —
объектом земельного правоотношения.

Статья
6 Земельного Кодекса РФ выделяет 3 вида
объектов

земельных отношений:

Земля как природный объект и природный
ресурс;

Земельные участки;

Части земельных участков.

Субъектами

(участниками) земельных отношений
являются граждане, юридические лица,
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования.

Однако
в большинстве случаев объектом земельных
отношений является не земля как объект
природы или ресурс, а земельный участок
— индивидуализированная в установленном
порядке часть поверхности земли.

Юридический
словарь терминов определяет:

«Земе́льный
уча́сток

— пространственная граница государственного
суверенитета, территория, на которую
распространяются властные полномочия
государства».

Приведем
определения земельного участка из
земельного законодательства.

Статья
11.1 Земельного Кодекса РФ (федеральный
закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ) даёт понятие
земельного участка:

«Земельным
участком

является часть земной поверхности,
границы которой определены в соответствии
с федеральными законами».

Статья
130 «Недвижимые и движимые вещи»
Гражданского кодекса РФ относит земельные
участки к недвижимым вещам (недвижимое
имущество, недвижимость).

Таким
образом, изучив эти определения, мы
можем назвать основной признак земельного
участка, который разграничивает понятия
«земля» и «земельный участок». Этот
признак – индивидуализация на поверхности
Земли, то есть границы земельного участка
однозначно описаны и удостоверены в
установленном порядке. В целом определение
земельного участка может выглядеть
следующим образом:

Земельный
участок

— это часть земли, имеющая определенный
правовой режим и целевое назначение
(разрешенное использование), границы
которой определены.

Границы
этой части земли устанавливаются и
закрепляются в ходе проведения кадастровых
работ и удостоверяются путём внесения
сведений о земельном участке в
Государственный кадастр недвижимости.

Когда
мы не индивидуализируем конкретный
участок земли, мы можем употреблять
понятие «земли» или «земля», также это
понятие употребляется относительно
зе

nauet.ru

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности. 1. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Комментарий к статье 261
1. Индивидуализация земельного участка как объекта права собственности производится путем определения его границ и закрепления информации о земельном участке в едином государственном кадастре. Государственное управление в области землеустройства и ведения государственного земельного кадастра относится к ведению Российской Федерации.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Порядок ведения государственного земельного кадастра определяется Законом РФ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» . Ведет государственный земельный кадастр Федеральная служба земельного кадастра.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
Названный Закон определяет понятия «земельный участок», «межевание земельного участка».
Под земельным участком понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности называются межеванием. Описание конкретных границ земельных участков производится в едином государственном реестре земель — документе, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Сведения о земельных участках как объектах права (правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав) вносятся в единый государственный реестр земель на основании сведений единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных юридически действительных документов, к которым прежде всего относятся документы, оформленные до начала ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Межевание земельных участков является составной частью мероприятий по землеустройству и производится на основании Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» . Проведение территориального землеустройства регулируется Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 . Межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков на основании решений уполномоченных органов организует Федеральная служба земельного кадастра (ее территориальные органы).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193.
2. Замкнутый водоем, лес и растения, расположенные на земельном участке, являются самостоятельными природными объектами, которые могут быть охвачены гражданско-правовой категорией «вещи», и в силу принадлежности их к определенному земельному участку следуют его юридической судьбе. Они принадлежат собственнику земельного участка на основании прямого указания комментируемой нормы. Почвенный слой, в отличие от указанных объектов, является неотъемлемой частью самого земельного участка (п. 2 ст. 6 ЗК).
Законом, в соответствии с комментируемой нормой, может предусматриваться и иное, когда право собственности на земельный участок не распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Возможность обладания на праве собственности замкнутым водоемом любым из субъектов гражданского права вытекает из норм ВдК. В соответствии со ст. 40 ВдК замкнутый водоем может находиться в собственности граждан или юридических лиц. Замкнутым водоемом признается обособленный водный объект — небольшой по площади, непроточный и искусственный, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 1 ВдК). Исходя из такого определения правомерно заключить, что возможность иметь в собственности замкнутые водоемы естественного происхождения ВдК не предусматривает, хотя и не содержит прямого запрета. Поэтому в соответствии с п. 2 комментируемой статьи право собственника земельного участка должно распространяться и на находящийся в границах земельного участка замкнутый водоем естественного происхождения.
Особые правила действуют в отношении леса, расположенного на земельном участке. Лес может располагаться на землях разных категорий. В зависимости от категории земли определяется, распространяется ли на лес право собственности на земельный участок.
Лес, расположенный на землях лесного фонда, находится в федеральной собственности и может передаваться лишь в собственность субъектов РФ (ч. 1 ст. 19 ЛК). Поэтому право частного собственника земельного участка не будет распространяться на лес, расположенный на той части участка, которая относится к землям лесного фонда, в силу прямого указания специального закона.
К лесному фонду не относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов и землях обороны (ч. 1 ст. 7 ЛК). Не входит в лесной фонд и не признается лесом в юридическом смысле древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях иных категорий, чем земли лесного фонда, земли населенных пунктов и земли обороны.
Леса, расположенные на землях населенных пунктов, в частности городских поселений, принадлежат на праве собственности собственнику земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, также принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Возможность владения, пользования и распоряжения древесно-кустарниковой растительностью со стороны собственника участка различается в зависимости от того, когда и как эта растительность появилась на земельном участке. Древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, собственник участка может владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась на земельном участке до приобретения его в собственность частным лицом, последнее владеет, пользуется и распоряжается только в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК).
3. Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах). Если почвенным слоем собственник участка владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению постольку, поскольку это не нарушает природоохранного законодательства, для владения, пользования и распоряжения недрами установлен особый правовой режим.
В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Ограниченно оборотоспособными являются права пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Собственнику земельного участка в соответствии со ст. 19 названного Закона предоставлено право по своему усмотрению в границах земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первом водоносном горизонте, не являющемся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Использование воздушного пространства регулируется законодательством РФ постольку, поскольку это необходимо для обеспечения аэронавигации и безопасности полетов, а также соблюдения требований экологической безопасности при эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ и иной безопасности.
В соответствии с п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 , под использованием воздушного пространства понимается деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность, включая строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства. Под безопасностью понимается комплексная характеристика установленного государством порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.
Поэтому свободное осуществление собственником земельного участка права пользования тем, что находится над поверхностью земли в пределах так называемого воздушного столба, ограничено специальными нормативными требованиями, регулирующими вопросы безопасности использования воздушного пространства.

www.zonazakona.ru

Границы земельного участка. Определение, установление и согласование проекта границ участка

Проект границ участка земли — это сведения по конфигурации участка с указанием его площади и правовых характеристик, установленная на основе геодезических измерений на местности (в натуре) и в соответствии с государственной нормативной документацией по формированию данного объекта недвижимости.

Границы земельного участка определяются по результатам межевания.

Установление границ земельного участка требуется при первичных отводах земли, разделах земли, прирезке дополнительных площадей (а для этой задачи неплохо иметь представления о предельных площадях земельных участков), изъятиях части площади, например, при прокладке через территорию уже сформированного и используемого публичного прохода или проезда, трассы газопровода, линии электропередач, телефонного кабеля или других линий, сетей, а также других объектов инженерной инфраструктуры.

При наличии или появлении публичных проходов или проездов, элементов инженерной инфраструктуры на территории, а также в случаях раздела земельного участка и определении при этом объектов совместного использования (например, колодец или въезд на участок или проход к своему хозблоку через чужую территорию и т.д.), межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, прогона скота через земельный участок, свободного доступа к прибрежной полосе и т.д. устанавливается сервитут (право ограниченного пользования чужой землей, то есть обременение земельного участка) без изъятия земельных участков.

Сервитуты могут быть частными (в интересах частных лиц на частных землях) и публичными (в интересах, например, под муниципальные или волостные дороги или проезды).

Собственники недвижимости, обременённой сервитутами, в соответствии со ст.23 Земельного Кодекса РФ, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования объекта недвижимости, землевладелец вправе требовать его изъятия, в том числе путём выкупа с возмещением убытков органом государственной власти или местным органом, который ввёл публичный сервитут.

В такой ситуации можно требовать предоставления равноценного земельного участка, опять-таки с возмещением убытков, понесённых от установления сервитута.

При проектировании ведётся согласование границ земельного участка с рядом контролирующих служб (местные органы власти, экологические, при необходимости — телефонные, газовые, дорожные, лесничества и др). Часть согласований с подачей соответствующих материалов в те или иные контролирующие службы выполняется на платной основе.

Порядок проведения согласования границ участка установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Границы участка утверждаются постановлением местного органа власти (области, района, города).

Проектирование границ участка — процедура длительная, не менее полугода.

Время подготовки проекта зависит в основном от сроков получения заключений из контролирующих служб.

В итоге, проект, определяющий границы земельного участка, — одна из важных составных частей документации на объект недвижимости.

 

Полезно ознакомиться и с этим

  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.
  • Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала «Земельный Вопрос».
  • С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  • В отношении регистрации домов, бань и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.

www.zemvopros.ru

Границы земельного участка || dev.kadastrmap.ru

Как правильно и юридически обозначаются границы земельного участка на публичной карте или на специальном кадастровом документе. Как известно именно по границам земельного участка определяется юридический статус владения.  Точные координатные точки участка позволяют абстрагировать земельный надел на бумаге и закрепить документально владение земельным наделом.  Точные физические данные расположения объекта права, в виде границ и координатных точек, может быть использовано в дальнейшем. Их можно увидеть на кадастровой выписке из ЕГРН. В документе линии обведены черными горизонталями и вертикалями. Кроме этого, на публичной кадастровой карте границы земельного участка обведены красными линиями.

Закажите кадастровый документ с границами вашего земельного участка и посмотрите образцы документов здесь.

Особенности формирования границы земельного участка

Определение точных границ земельного участка осуществляется при решении землеустроительных вопросов.  Специалисты определяют точные координатные точки земельного надела при помощи проведения процедуры межевания, которая в конечном итоге  выделяет две разновидности границ:

  • Декларированные.
  • Геодезические контуры.

Для декларированных  границ предусмотрены всего лишь примерные поворотные точки, которые не имеют чёткой юрисдикции. Геодезические контуры  содержат в себе координатные и поворотные очки, которые имеют общую юрисдикцию. При проведении межевания, геодезические контуры официально отражаются в документации и сохраняются в Росреестре, в общей базе данных.

Границы земельного участка

Существует дополнительное разночтение понятия «смежный участок» и «соседний». Для понятия соседний предусмотрено положение земельного надела рядом, в то время как смежный участок указывает на то, что есть общая граница обеих участков. В любом случае, необходимо официально закрепить статус смежного участка путём межевания.

Особенности определения точек границы земельного участка

Самым проблемным в плане официального оформления является участок с изломанными границами. Такие территории могут иметь единый кадастровый номер, но не иметь реальной территориальной соприкасаемости. Для таких территорий используется индивидуальный учет и определение.

Вся ответственная работа на определение точных границ участка возлагается на кадастрового инженера, который при помощи специальных средств и приборов, определяет точное положение земельного надела на карте, фиксирует при помощи специальных опознавательных знаков и передаёт сведения в Росреестр.

Собственник земельного надела обязан подтвердить свой статус владения, путём обращения в Росреестр и предоставления официальных разметочных справок, определённых кадастровым инженером.

Предлагаем вам воспользоваться нашим сервисом, где вы можете заказать выписку из государственного кадастра, в которой в соответствующем разделе есть схематическое изображение вашего участка. На основании этих сведений вы можете осуществлять дальнейшие действия с наделом земли.

kadastrmap.ru

Земельный участок без границ и сложности при установлении границ

Часть 2 ст. 9 Конституции закрепила возможность нахождения земли в частной собственности. Впервые определение понятие земельного участка появляется в ч. 3 ст. 1 Закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000г. №28-ФЗ. Границы земельного участка должны были быть описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Описание границ земельных участков, их отдельных частей включалось в Единый государственный реестр земель (ч. 2 ст. 14 Закона от 02 января 2000г. №28-ФЗ). Единый государственный реестр земель представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Согласно п. 6 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №22 от 11 января 2001г., уполномоченным органом на описание и удостоверение границ земельных участков на тот момент времени являлась Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы. Федеральная служба земельного кадастра России организовывала на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков. Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000г. №660, предусматривали присвоение кадастрового номера каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежали государственной регистрации в ЕГРП. Присвоение кадастровых номеров осуществлялось после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ по формированию вновь образованных земельных участков. Таким образом, по задумке законодателя кадастровый учет земельных участков в обязательном порядке сопровождался установлением и закреплением их границ.

 

Закон «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000г. №28-ФЗ с 17 мая 2008г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008г. №66-ФЗ. Согласно ст. 21 Закона №66-ФЗ от 13 мая 2008г. до 1 ноября 2008г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускались изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Видимо, осознавая невозможность добиться единообразия в документировании и описание характеристик земельных участков, законодатель идет на послабления и разрешает определить земельные участки разными способами.

 

24 июля 2007г. был принят Федеральный закон от №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Пунктом 1 ст. 45 Закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ признавался юридически действительным государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ или в переходный период его применения. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считались ранее учтенными объектами недвижимости. Статья 6 Закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ предоставляла обладателям прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу Закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ, возможность выбора регистрировать ли такие права. Подобные права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Данный подход был подтвержден в ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующей в настоящее время. Такое регулирование обеспечило наличие земельных участков, учтенных в ЕГРП и ГКН, а позже в ЕГРН, без установления их границ. В Земельном кодексе и Федеральном законе от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок продолжает определяться через наличие у него границ. В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 22 декабря 2014г. №447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018г. государственная регистрация прав на земельный участок оказывалась невозможной до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка. В настоящее время эта норма утратила силу, действует Федеральный закон от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который напрямую не запрещает проведение государственной регистрации в отношении земельного участка до отражения сведений о его границах в ЕГРН.

 

С принятием Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» появилась процедура уточнения описания местоположения границ земельного участка, если имеющиеся о нем в ЕГРН сведения не соответствуют установленным на основании Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1 ст. 43 Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ). Местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости. Правообладатель земельного участка получает возможность полноценного описания принадлежащего ему объекта в ЕГРН, только «уточнив» границы земельного участка. На практике соблюсти процедуру согласования границ удается немногим, погрешность используемой кадастровыми инженерами аппаратуры, тщательность работы кадастровых инженеров обеспечивают наполнение ГКН, а позже ЕГРН сведениями о границах земельных участков, которые налагаются друг на друга. Растет число приостановлений и отказов во внесении в ЕГРН сведений о границах земельных участков.

 

Статья 61 Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ предусматривает возможность наличия в ЕГРН ошибок и делит такие ошибки на технические и реестровые. Техническая ошибка представляет собой несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. Реестровая ошибка заключается в воспроизведении в ЕГРН ошибки, содержащейся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, или ошибки, содержащейся в иных документах, направленных или представленных в орган регистрации прав. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. Положение об исправлении реестровой ошибки только по решению суда в случае, когда изменение может затронуть интересы третьих лиц, фактически парализовало внесудебный механизм исправления реестровой ошибки. Законодателем не проводится деления между исправлением реестровой ошибки, которое должно происходить в порядке административного судопроизводства по КАС, и разрешением в исковом порядке спора о границах земельных участков между правообладателями соседних земельных участков.

 

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07 октября 2015г. по делу №305-КГ15-7535 сказано, что «когда имеются пересечения (наложения) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка».

 

Определением от 17 июня 2015г. №305-КГ15-6273 отказано в передаче кассационной жалобы по делу №А41-45776/13 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Нижестоящие суды посчитали надлежащим способом защиты права заявление об установлении границы земельного участка и ненадлежащим способом защиты права признание отсутствующим права собственности, признание недействительными сведений Государственного кадастра недвижимости в случае, когда между сторонами существует спор о границах, не урегулированный в результате согласования местоположения границ земельного участка.

 

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2016г. по делу №А41-104233/15 указано, что «оспаривая результаты лесоустройства в части отнесения земель спорных земельных участков к землям лесного фонда, заявитель фактически оспаривает право собственности Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда. Кассационная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как между сторонами имеется спор о праве. Суды правомерно указали, что материалы лесоустройства фактически представляют собой документы, содержащие характеристики объекта недвижимости, то есть являются технической документацией, в данном случае земель лесного фонда, и не обладают признаками властного характера, а лесоустройство, не является каким-либо единым документом, а включает в себя обобщающие сведения о землях лесного фонда, содержащиеся в различных материалах, в связи с чем, лесоустройство не может являться самостоятельным предметом спора. Таким образом, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание наличие пересечения границ земельных участков, принадлежащих заявителю, и границ участков, входящих в лесной фонд, как правомерно указали суды, заявитель вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания результатов лесоустройства, которое может и должно оцениваться судом в качестве одного из доказательств в рамках спора о праве.».

 

Тем не менее, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08 ноября 2016г. по делу №А41-15293/16 оставлены в силе судебные акты об удовлетворении требований о признании незаконным решения; обязании восстановить в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости сведения о земельном участке, обязании принять решение об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в сходной ситуации.

 

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016г. по делу №А41-19397/2015 указано, что  «комитетом не заявлен иск об истребовании земельного участка (части земельного участка) из чужого незаконного владения, при этом, рассматривая непосредственно заявленные требования о проверке законности осуществленного кадастровой палатой учета земельного участка, суды правомерно определили круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.».

 

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2013г. по делу №А41-1817/13 суд прямо делает вывод, что «требование об установлении границ земельного участка является спором о праве. В соответствии со статьей 305 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами. По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. Исходя из изложенного, суды обоснованно посчитали, что защита права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка истца может быть осуществлена путем уточнения границ лесного участка на местности.».

 

Впервые такой способ защиты права как установление границ земельного участка был предложен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010г. Применим ли он сейчас? Следует ли подавать иск к землепользователю смежного земельного участка об определении границ земельных участков или в порядке административного судопроизводства исправлять реестровую (ранее кадастровую) ошибку?

 

В блоге Алексея Юминова уже поднимался этот вопрос https://zakon.ru/blog/2017/06/09/priznanie_prava_otsutstvuyuschim_pri_nalozhenii_zemelnyh_uchastkov_ili_delo_o_zemle_ruzskoj_opredele

zakon.ru

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности. 1. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Комментарий к статье 261
1. Земельный участок является объектом недвижимости и в соответствии со ст. 128 является объектом гражданских прав. Земельный участок представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы.
Таким образом, установление границ (наряду с местоположением) является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.
2. Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием.
При постановке земельного участка на кадастровый учет используются сведения о ранее учтенных земельных участках и сведения о сформированных частях земельных участков, оформленных в виде описаний земельных участков. Описание представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержит чертеж земельного участка, описание границ и другие реквизиты (Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет утверждены Приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327).
3. Правом собственности охватывается лишь плоскость земельного участка, поверхностный (почвенный) слой, а также находящиеся на участке водоемы, лес и растения.
То, что находится под и над земельным участком, может быть использовано собственником постольку, поскольку иное не предусмотрено Законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами. Это означает, что воображаемый «столб», уходящий вверх и вниз от земельного участка, не принадлежит собственнику участка. Собственник пользуется тем, что находится в этом пространстве в силу того, что находится на самом участке, и потому имеет больше на это оснований, чем иные лица. В ст. 40 Земельного кодекса указывается на право собственника использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Если специальными законами (о недрах, воздушном пространстве и т.д.) будут установлены специальные правила, регулирующие использование этого пространства, собственник должен будет подчиниться им. В ст. 261 не предусматривается каких-либо преимуществ, предоставленных собственнику земельного участка в отношении недр или воздушного пространства, находящегося над его участком.
4. Указание на то, что пользование участком должно осуществляться без нарушения прав других лиц, по существу повторяет норму п. 3 ст. 209.
Если иное лицо будет использовать недра или воздушное пространство над участком собственника, не имея на то прав, а лишь ссылаясь на то, что это пространство не принадлежит собственнику земельного участка, то собственник вправе требовать прекращения таких действий, поскольку они создают ему помехи или неудобства (ст. 304).
5. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса земельный участок является делимым, если может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку хозяйственное назначение участка тесно связано с его специальным назначением, отражаемым в присвоенной участку категории, следует признать, что раздел участка может привести к утрате им хозяйственного назначения в смысле ст. 133 ГК. В этом случае участок должен быть отнесен к категории неделимых вещей. При изменении категории земельного участка участок может быть признан делимым. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в административном порядке (ст. 8 Земельного кодекса).
В то же время указанный в ст. 6 Земельного кодекса такой объект земельных отношений, как часть участка, по-видимому, не может считаться объектом гражданских прав, поскольку речь идет о неделимом земельном участке.
6. Не является объектом гражданских прав и такой объект земельных отношений, как земля (земли), указанный в ст. 6 Земельного кодекса, поскольку он не обладает признаками, указанными в ст. 260.

www.zonazakona.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о