Прибор для проверки роторов и статорных обмоток: Прибор для проверки роторов электро двигателей (якорей)

Содержание

Прибор для проверки роторов электро двигателей (якорей)

Ещё не обзавелись покупным? Тогда позвольте представить самодельное устройство для тестирования ротора электромоторов, которое было сделано из-за необходимости проверять различное оборудование, такое как сверлильные станки, шлифовальные и стиральные машинки, пылесосы и так далее. В продаже конечно встречаются специальные приборы для выполнения таких проверок, но покупка такого устройства бессмыслена, ибо сборка своими руками не стоит ни копейки.

Схема испытателя якорей моторов

Устройство для проверки якорей электродвигателей было сделано из трансформатора от старого телевизора. Там используется регулировка в цепи 220 вольт — схема на м/с U2008, через которую она регулирует угол открывания симистора. Это имеет практическое применение, потому что для обнаружения коротких замыканий между катушками не требуется полный уровень питания, иначе маленький ротор начинает сильно дребезжать из-за неточностей соединений.

Принцип использования очень прост: поместите ротор в разрыв и положите на него пластинку от трансформаторного железа, если есть короткое замыкание между катушкой — пластина начинает вибрировать. Действие должно выполняться вращением ротора и размещением пластинки на каждом сегменте.

Дизайн готового прибора конечно не впечатляет, но это не главное — лишь бы работал.

Ток, при котором производится измерение, составляет около 0,5 А, старайтесь не превышать этого значения. Максимальное значение тока, которое составляет 1 А. При измерении нужно быть осторожным, потому что ток зависит от воздушного зазора, который увеличивает ток намагничивания когда берем испытуемый ротор и оставляем цепь включенной, ток будет быстро возрастать и может сжечь катушку, особенно если она не намотана толстой проволокой.

В устройстве использовались готовые первичные обмотки идущие от сетевого трансформатора, поперечное сечение которого имело одинаковые размеры.

Оригинальная первичная обмотка трансформатора имела 2 секции, то есть половина числа с каждой стороны.

Самостоятельная намотка трансформатора

Нет трансформатора? Мотайте сами. Катушка — провод ПЭДТ-200, диаметр 0,35. Витков приблизительно 1500 с плюсом — сопротивление 40 Ом получилось, потом пропитать лаком и все высушить в печке, будет качественная и монолитная катушка. Цена прибора для проверки якорей выходит сущие копейки, так что пробуйте — все работает отлично!

Если не хотите собирать плавный регулятор тока на микросхеме 2008 — сделайте проще. Возьмите две катушки, переключаемые переключателем, более мощный ток и меньший. Для тестирования различных роторов.

Вначале положите якорь в конус и приложите пластину, когда она трясется это означает что поврежден ротор, когда она не дрожит в любой точке ротора, тогда можно быть уверенным, что короткое замыкание между катушками отсутствует.

Сердечник трансформатора лучше всего разрезать с помощью шлифовального станка, а концы в местах резания сжимаются стопорным зажимом, небольшими тисками. Что касается максимума угла, покажем его на картинке. Желтый цвет уже является крайним случаем для небольших роторов, оптимальным будет зеленый. В идеале иметь 3 таких сердечника на все случаи проверок.

Другой метод проверки ротора

Ещё одним простым способом можно проверить ротор такого электродвигателя, подключив его последовательно с лампой накаливания к сети 220 В. Предполагая, что якорь и щетки хороши, устанавливаем ротор в разных положениях, если в заданном положении не запускается, тогда разрыв или короткое замыкание ротора — лампа загорится сильнее. Можете попробовать различные мощности лампочек в зависимости от мощности двигателя. С помощью этого простого метода можно понять что ротор рабочий даже без демонтажа двигателя.

Прибор для проверки якорей электроинструмента и не только

Всем привет, в сети есть схемы много разных схем для проверки якорей электроинструмента. Каждая схема обладает своими преимуществами и возможно недостатками.

Я хочу рассказать и показать работу схемы, которую я собрал достаточно давно. В девяти случаях из десяти мне удаётся определить межвитковое замыкание в якоре, статоре или в маломощном импульсном трансформаторе.

Из недостатков, не возможность проверки обмотки якоря бесконтактным методом…


Схема этого прибора была опубликована в журнале РАДИО 1990 г. номер 7

Генератор на транзисторах VT1, VT2 не имеет постоянной частоты, она зависит от ёмкости конденсатора С1 и проверяемой обмотки(индуктивности), подключенной к выводам ХР1 и ХР2 этого генератора.

Переменным резистором создаётся необходимая ПОС(Положительная Обратная Связь), для устойчивой работы генерации.
VT4, VT5 генератор с усилителем сигнала, который обеспечивает три визуального состояния лампы накаливания HL1:
Горит, моргает, не горит.

Режим работы зависит от напряжения смещения на базе транзистора VT4.
Принцип работы сего устройства: Если выводы ХР1 и ХР2 замкнуть между собой, генератор на VT1 и VT2 не может возбудиться и не генерирует импульсы. Генератор на VT4, VT5 не работает, его транзисторы открыты и лампа HL1 светится в полный накал, сигнализируя о целостности цепи(типо тестовая проверка).

Если подключить к контактам ХР1 и ХР2 исправную обмотку якоря, то начинает возникать генерация генератора на VT1, VT2. Переменным резистором изменяем глубину ПОС до появления устойчивой генерации, при этом напряжение смещения на базе VT4 увеличивается и генератор на VT4, VT5 начинает работать, лампа HL1 моргает. Частота моргания зависит от индуктивности проверяемой катушки и положения движка переменного резистора R1 глубины ПОС.

Если окажется, что проверяемая обмотка имеет короткозамкнутые витки, то из-за практически отсутствия добротности контура, генератор на VT1, VT2 не запустится, транзистор VT2 будет открыт и лампа HL1 будет постоянно светиться в полный накал, как и при короткозамкнутых выводах ХР1 и ХР2.

В случае обрыва транзисторы VT4, VT5 закроются и лампа HL1 потухнет.
Люди на форумах пишут, что так же можно проверить р-n переходы, но я предпочитаю полупроводники проверять стрелочным тестором, если есть такая возможность.

В редких случаях в самом крайнем положении движка переменного резистора R1 лампа HL1 может засветиться, в таком случае необходимо немного увеличить сопротивление резистора R3, до погасания лампы HL1.

Мне не понравилось большая инерционность лампы накаливания при большой частоте моргания, начинает слабо светиться и может сложиться ложное мнение об исправности обмотки. И я просто заменил лампу на яркий белый светодиод, подключив его через гасящее сопротивление(Подбирается в зависимости от типа имеющегося светодиода)

Ну и конечно же мне пришлось подобрать некоторые номиналы в моём конкретном случае, что бы схем заработала адекватно. Возможно это связано с разбросом параметров используемых мной транзисторов.



Эта схема очень критична к величине питающего напряжения, крайне необходимо питать стабилизированным источником напряжения 3 В

Я использовал классический трансформаторный БП с линейным стабилизатором напряжения.

Возможно питание от 3 батареек 1,5 В или аккумуляторов, обязательно через 3 Вольтовый стабилизатор!

Полная проверка ротора электродвигателя

Любой электроинструмент рано или поздно выходит из строя. Основная причина ̶̶ неисправность электродвигателя. Отдавать инструмент на диагностику в мастерскую ̶̶ дорого и отнимает много времени. Поэтому найти причину поломки лучше самостоятельно. Тем боле, что, сделать это не сложно.
Электродвигатель состоит из двух частей: статор и ротор. Ротор (его еще называют якорем) самая сложная деталь. Состоит из вала с магнитопроводом, в который уложена обмотка. Концы обмотки подсоединены к пластинам (ламелям) коллектора.
Приступим к диагностике. Основное приспособление, которое нам понадобится – мультиметр.

Для начала разберем электродвигатель и извлечем якорь. Необходимо его осмотреть. Часто повреждение обмотки видно невооруженным глазом. Если обрыва проводов и места короткого замыкания не видно, проводим три теста.

1. Тест на 180 градусов


  • Мультиметр устанавливаем в режим измерения сопротивления, предел измерения 200 Ом.

  • Щупы подсоединяем к двум ровно противоположным контактом коллектора. Две эти точки находятся друг от друга на 180 градусов.

  • Измеряем сопротивление. Запоминаем или записываем.


  • Далее производим замеры по кругу, между остальными противоположными пластинами.

Подводим итоги. Сами значения сопротивления нам неинтересны. Главное, чтобы они были одинаковы. То есть, если мультиметр при первом измерении показал, например, значение 1,5 Ом, то и между остальными противоположными пластинами должно быть такое же сопротивление. Если сопротивление между некоторыми точками больше ̶̶ значит в этой обмотке обрыв. Если сопротивление, наоборот, меньше ̶̶ короткое замыкание.

На графике отчетливо отслеживается внутренне замыкание в одной из обмоток.

2. Тестирование соседних контактов


  • Прибор остается в том же положении — измерение сопротивления, предел 200 Ом.
  • Щупы мультиметра подключаем к двум соседним пластинам коллектора.

  • Производим измерение, запоминаем результат.

  • Далее производим замер между следующей парой контактов. И так далее, по кругу.
  • Сравниваем результаты.

В этом тесте, как и в предыдущем, главное – равенство значений. И, так же как и в прошлом тесте, увеличение сопротивления обозначает обрыв провода обмотки, а уменьшение сопротивления – короткое замыкание.

На графике видно внутренне, межвитковое замыкание в одной из обмоток.

3. Проверка замыкания на корпус


  • Мультиметр установлен в режим измерения сопротивления ̶̶ 200 Ом.
  • Один щуп прибора ставим на пластину коллектора, второй на корпус якоря (вал или магнитопровод).

  • Поочередно производим замеры между каждой ламелью и корпусом.

Если мультиметр показывает «1» ̶̶ замыкания на корпус нет. Если показывает какие-либо значения, или «0» и издает звуковой сигнал, то изоляция пробита.

Результаты проверки


Якорь электродвигателя исправен если:
1. Сопротивление между всеми противоположными контактами равно.
2. Сопротивление между всеми соседними контактами равно.
3. Сопротивление между пластинами коллектора и корпусом равно бесконечности «1».

Рекомендации


У электронных мультиметров, особенно бытового назначения, есть некоторая погрешность. Поэтому лучше использовать стрелочный прибор. Если же такового нет, желательно определить и учитывать погрешность в измерениях. Делается это следующим образом:
  • в режиме измерения сопротивления, с пределом 200 Ом, соединяем щупы вместе;
  • если показания прибора «ноль» ̶̶ погрешности нет;
  • если вместо нуля какая либо другая цифра, это и будет погрешность.

Допустим, мультиметр показал 0,1 Ом. Значит, в первом и втором тесте разница сопротивлений менее чем 0,1 Ом не считается повреждением.

Техника безопасности


Во время проверки ротора, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
  • перед разборкой отключить электродвигатель от сети;
  • в поврежденном якоре могут быть острые кромки, оторванные пластины коллектора или торчать поврежденные провода, поэтому необходимо использовать рабочие перчатки.

Смотрите видео


Разница между статором и ротором (со сравнительной таблицей)

Статор и ротор являются частями электродвигателя. Существенная разница между ротором и статором заключается в том, что ротор является вращающейся частью двигателя, а статор — неподвижной частью двигателя . Другие различия между статором и ротором показаны ниже в сравнительной таблице.

Рама статора , сердечник статора и обмотка статора являются частями статора .Рама поддерживает сердечник статора и защищает их трехфазную обмотку. Сердечник статора несет вращающееся магнитное поле, которое возникает из-за трехфазного питания.

Ротор расположен внутри сердечника статора . Беличья клетка и ротор с фазовой намоткой являются типами ротора.

Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока. Обмотка возбуждения создает постоянное магнитное поле в сердечнике ротора.

Содержание: Статор против ротора

  1. Таблица сравнения
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Статор Ротор
Определение Это неподвижная часть станка. Это вращающаяся часть двигателя.
Детали Наружная рама, сердечник статора и обмотка статора. Обмотка ротора и сердечник ротора
Питание Трехфазное питание Источник постоянного тока
Обмотка Комплекс Легкий
Изоляция Тяжелая Меньше
Потери на трение Высокая Низкая
Охлаждение
Легко Сложное

Определение статора

Статор — это статическая часть двигателя. Основная функция статора — создание вращающегося магнитного поля. Рама статора, сердечник статора и обмотка статора — это три части статора. Сердечник статора поддерживает и защищает трехфазную обмотку статора. Штамповка из высококачественной кремнистой стали составляет сердечник статора.

Определение ротора

Вращающаяся часть двигателя известна как ротор. Сердечник ротора и обмотка ротора являются частью ротора. Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока.Беличья клетка и фазовая намотка — это типы ротора.

Сердечник ротора с короткозамкнутым ротором выполнен из железного цилиндрического сердечника. На внешней поверхности сердечника имеется полукруглая прорезь, на которой размещаются медные или алюминиевые проводники. На концах жилы закорачиваются накоротко с помощью алюминиевых или медных колец.

Работа ротора и статора

Статор генерирует вращающееся магнитное поле из-за трехфазного питания.Если ротор находится в состоянии покоя, то в них возникает электромагнитная сила из-за явления электромагнитной индукции.

Электромагнитная индукция — это явление, при котором ЭДС индуцируется в проводнике с током из-за переменного магнитного поля. В роторе возникает ток, который заставляет ротор двигаться.

Ключевые различия между статором и ротором

  1. Статор — это неподвижная часть машины, а ротор — это подвижная часть машины.
  2. Сердечник статора, обмотка статора и внешняя рама являются тремя частями статора, тогда как сердечник ротора и обмотка возбуждения являются частями ротора.
  3. Трехфазное питание подается на обмотку статора. Ротор возбуждается источником постоянного тока.
  4. Обмотка статора более сложная по сравнению с ротором.
  5. Обмотка статора имеет высокую изоляцию, поскольку в ней индуцируется высокое напряжение. А у ротора низкая изоляция.
  6. Размер обмотки статора больше для пропускания сильного тока по сравнению с обмоткой возбуждения.
  7. Система охлаждения статора хороша по сравнению с ротором, потому что статор неподвижен.
  8. Потери на трение меньше в роторе по сравнению со статором из-за его небольшого веса.

Заключение

Статическая часть машины известна как статор. А вращающаяся часть машины известна как ротор. Ротор размещен внутри сердечника статора.Трехфазный ток подается на обмотку статора, которая создает вращающееся магнитное поле. Ротор вращается во вращающемся магнитном поле. Таким образом, ЭДС возникает из-за взаимодействия магнитного поля ротора и статора.

Что такое обмотка двигателя: типы и ее расчет

Электродвигатель — это один из видов машин, которые используются для изменения энергии с электрической на механическую. Большинство двигателей работают по принципу взаимодействия электрического тока, а также магнитного поля внутри проволочной обмотки.Это может создать силу в виде вращения вала. Эти двигатели могут питаться от источников постоянного или переменного тока. Источниками постоянного тока являются батареи, а источниками переменного тока — инверторы, электрические сети, генераторы. Генератор механически похож на двигатель, но работает в обратном направлении, преобразовывая энергию из механической в ​​электрическую. Электродвигатель может быть построен с ротором, статором, воздушным зазором, обмотками, подшипниками и коммутатором. Классификация двигателей может быть сделана с учетом таких факторов, как тип источника питания, конструкция, тип выхода движения и приложения.В данной статье рассказывается, что такое обмотка двигателя, типы и ее расчет.

Что такое обмотка двигателя?

Обмотка электродвигателя определяется следующим образом: обмотки электродвигателей — это провода, помещенные внутри катушек, обычно заключенные вокруг гибкого железного магнитного сердечника с покрытием для формирования магнитных полюсов при усилении током. Электрические машины доступны в двух основных конфигурациях полюсов магнитного поля, а именно: явный полюс и невыпадающий полюс. Схема обмотки двигателя представлена ​​ниже.


мотор-обмотка

В машине с явнополюсной конфигурацией полюс магнитного поля может быть создан с обмоткой, намотанной приблизительно под лицевой стороной полюса. В конфигурации с невыявленным полюсом обмотка может быть рассредоточена внутри пазов на лицевой стороне полюса. Электродвигатель с экранированными полюсами включает обмотку, которая размещена вокруг полюсной части, которая поддерживает фазу магнитного поля. Некоторые типы двигателей включают в себя проводники с более толстым металлом, например металлические листы, в противном случае стержни обычно медные, в противном случае — алюминий.Как правило, они приводятся в действие с помощью электромагнитной индукции.

Типы обмоток двигателя

Типы обмоток двигателя — это два типа, которые включают следующие.

  • Обмотка статора
  • Обмотка ротора

На основе соединения обмоток двигателя обмотки якоря подразделяются на два типа, которые включают следующие.

Обмотка статора

Паз на сердечнике статора обмотки трехфазного двигателя несет обмотку статора.Эта обмотка может питаться от трехфазного переменного тока. Трехфазная обмотка двигателя, соединенная по схеме звезды или треугольника, в зависимости от используемого метода пуска.


статор-обмотка

Двигатель, подобный короткозамкнутому ротору, может часто работать по схеме звезды на треугольник, и, таким образом, статор двигателя может быть соединен треугольником. Трехфазный асинхронный двигатель с контактным кольцом работает с включением сопротивлений, таким образом, обмотка статора асинхронного двигателя с контактным кольцом может быть соединена звездой или треугольником.

Всякий раз, когда обмотка статора запитана трехфазным переменным током, она генерирует вращающееся магнитное поле (RMF).

Обмотка ротора

В двигателе вращающаяся часть известна как ротор. Ротор включает в себя обмотку ротора, а также сердечник ротора. Обмотка ротора питается от источника постоянного тока. Ротор можно разделить на два типа, а именно с фазовой намоткой и с короткозамкнутым ротором.

Сердечник ротора с короткозамкнутым ротором состоит из цилиндрического железного сердечника, имеющего изогнутую прорезь на внешней поверхности, на которой расположены алюминиевые или медные проводники. Они закорачиваются на концах с помощью медных или алюминиевых колец.

Электромагнитная индукция — это явление, при котором электромагнитная сила индуцируется внутри проводника, несущего проводник, из-за переменного магнитного поля. Когда ток стимулирует ротор, он заставляет ротор двигаться.

Круговая обмотка

Накладная обмотка — это один из видов обмотки якоря. Соединение проводов может быть выполнено там, где полосы и полюса соединены аналогичным образом.Последняя часть каждой катушки якоря связана с коммутатором. Количество щеток в намотке такое же, как и количество параллельных полос. Они разделены поровну на две обмотки полярности, такие как положительная и отрицательная. Применения намотки внахлест в основном связаны с машинами высокого и низкого напряжения. Эти обмотки делятся на три типа: симплексные, дуплексные и триплексные.

Волновая обмотка

Волновая обмотка включает параллельные полосы из двух, очищенных щеткой, как положительный и отрицательный. Концевая часть первичной катушки якоря может быть связана с начальной частью следующей части коммутатора катушки якоря на некотором расстоянии. Проводники в обмотке этого типа могут быть соединены двумя параллельными дорожками на полюсе машины. Количество параллельных портов может быть одинаковым в направлении количества щеток, которое используется для высоковольтных и слаботочных машин. Пожалуйста, перейдите по ссылке, чтобы узнать больше о круговой намотке и волновой намотке.

Расчет обмотки двигателя

Расчет провода обмотки двигателя можно выполнить с помощью омметра.Подключите положительную клемму мультиметра красного цвета к положительной клемме обмоток двигателя. Точно так же подключите отрицательную клемму черного цвета к отрицательной клемме обмоток двигателя. Показания обмотки двигателя могут отображаться на экране мультиметра, т.е. сопротивление в омах.

С помощью омметра отсоедините блок питания от двигателя. Поместите измеритель в Ом, и, как правило, можно ожидать диапазона от 3 до 2 Ом. Если мы наблюдаем показание как ноль, происходит короткое замыкание между фазами. Как правило, если он открыт, он будет выше 2 кОм или бесконечно.

Итак, это обзор теории обмоток двигателя . Наконец, исходя из приведенной выше информации, мы можем сделать вывод, что обмотки сделаны из медных проводов, которые намотаны вокруг сердечника для выработки или получения электромагнитной энергии. Провод, используемый в обмотках, должен быть защищен. Но в некоторых случаях мы можем видеть обмотки как голую медь, но она просто покрыта эмалью.Чаще всего для обмотки используется медь. Также можно использовать алюминий, но он должен быть толще, чтобы надежно удерживать подобный груз. Медная обмотка позволяет установить двигатель небольшого размера.

Эти обмотки двигателя являются очень важными компонентами электрической машины. Он включает в себя набор катушек в пазах, а также последовательно размещенных в области края обмотки. Вот вам вопрос, а что круче обмотки двигателя?

Индукционный генератор в ветроэнергетических установках

1. Введение

Основным компонентом современной ветроэнергетической системы с индукционным генератором является гондола турбины, в которой обычно размещаются механизмы, генератор, силовая электроника и шкаф управления. Механизмы, включая системы рыскания, вал, коробку передач и т.д., обеспечивают необходимую механическую поддержку различного динамического поведения турбины. Генератор предназначен для преобразования механической энергии, которая улавливается ротором турбины, в электрическую энергию. Затем вырабатываемая электрическая энергия должна быть отрегулирована и подготовлена ​​для подключения к электросети для использования.В этом разделе сначала вводятся компоновка и классификация ветроэнергетической системы, за которой следует описание возможного интерфейса силового электронного преобразователя между генераторами и нагрузками. Наконец, схема управления кратко рассматривается и подробно обсуждается в разделе 2.

1.1. Обзор ветроэнергетических систем

На рисунке 1 показан общий вид гондолы ветряной турбины. Генератор либо приводится в движение (в режиме генерации), либо приводит в движение (в режиме двигателя) лопатки турбины через вал.Коробку передач можно использовать для облегчения разницы в скоростях турбины и генератора. Механизмы остановки и наклона лопастей также задействованы для ограничения мощности, а также отклонения и наклона плоскости турбины. Таким образом можно управлять эффективным поперечным сечением крыла лопасти и, следовательно, взаимодействием с давлением ветра. Коэффициенты эффективности, реагирующие на различный угол рыскания и угол тангажа, значительно варьируются [1-3]. Кроме того, как наиболее динамически эффективный выбор, три лопасти, соединенные через ступицу с фланцами, являются обычно используемой топологией в передней части гондолы.Фланцы предназначены для регулировки угла наклона. В большинстве ветряных систем с регулируемой скоростью работа с высоким КПД всегда зависит от информации о скорости ветра. В результате анемометр можно использовать как одно из решений. Основная функция башни — подняться на более высокую позицию, чтобы получить больший воздушный поток и скорость ветра. Башня может быть как мягкой, так и жесткой. У жесткой башни собственная частота выше частоты прохождения лопасти.Мягкие башни легче и дешевле, но должны выдерживать большее количество движений и, следовательно, испытывать более высокие нагрузки [2].

Рисунок 1.

Гондола ветроэнергетической установки [8]

Существует ряд классификаций, которые группируют ветроэнергетические системы по различным категориям. В соответствии с нагрузками, интегрированная энергосистема и изолированная система используются для питания энергосистемы и изолированной нагрузки соответственно. В зависимости от используемых генераторов наиболее популярными вариантами являются ветровая система SCIG, ветровая система DFIG и ветровая система с синхронным генератором на постоянных магнитах (PMSG).В литературе также упоминаются другие альтернативные генераторные системы, такие как бесщеточная система DFIG (BDFIG) [5,6], система синхронного генератора с прямым приводом (DDSG) [7,9], система импульсного генератора реактивного сопротивления (SRG) [10] , многоступенчатая зубчатая система SCIG [10] и системы генерации радиальных / осевых / поперечных магнитных импульсов [7,12-14]. Эти решения обычно требуют относительно сложного принципа работы и сборки оборудования. В соответствии с наличием коробки передач, есть многоступенчатая ветровая система с редуктором, одноступенчатая ветровая система с редуктором и ветровая система с прямым приводом (без редуктора), в которых синхронный генератор (SG) квалифицирует систему как более простую. и более надежная трансмиссия.Однако более низкая частота вращения генератора и, следовательно, больший крутящий момент требуют большего количества полюсов, большего диаметра и объема, а следовательно, более высокой стоимости.

Наиболее многообещающими классификациями ветровых систем с индукционным генератором являются ветровые системы с фиксированной скоростью, с ограниченной-переменной скоростью и с регулируемой скоростью в зависимости от операций скорости индукционного генератора. Сравнения между этими ветроэнергетическими системами проводились интенсивно на основе различных уровней изменения скорости [12,15-19]. Сводка их преимуществ и недостатков представлена ​​в таблице 1. Концепция фиксированной скорости успешно применяется в ветровых системах SCIG. В трансмиссии используется многоступенчатая коробка передач, а SCIG напрямую подключается к сети через трансформатор. Для поддержки сети необходимы внешняя компенсация реактивной мощности и устройство плавного пуска [5,6]. Система с ограничением регулируемой скорости является улучшенной версией типа SCIG, но вместо этого в ней используется индукционный генератор с обмоткой ротора, который позволяет статору подключаться к сети, а ротор имеет переменное сопротивление, управляемое преобразователем мощности.За счет управления сопротивлением ротора изменяется скольжение генератора. Система переменной скорости — это концепция, обычно используемая в приложениях с большой номинальной мощностью (> 1,5 МВт). Различные комбинации DFIG, SCIG, частичных или полных преобразователей могут привести к созданию операционных систем с регулируемой скоростью. Система управления поддерживает оптимальную скорость генератора и, следовательно, оптимальную выходную мощность, контролируя токи и напряжения генератора. Благодаря высокой эффективности и способности преодолевать неисправности (FRT), этот тип ветроэнергетической системы сегодня доминирует на рынке мощной энергии.

Преимущества Недостатки
Система с фиксированной скоростью a. Простая конструкция и надежность
b. Низкая стоимость и обслуживание
c. Простое управление
а. Неоптимальная работа, поэтому низкая эффективность
б. Легкие колебания мощности, вызванные скоростью ветра и давлением башни
c. Требуется внешняя компенсация реактивной мощности
d. Слабые возможности FRT
Ограниченная скорость a.Реализовано ограниченное изменение скорости
b. Контактное кольцо может быть заменено оптической муфтой
a. Диапазон изменения скорости зависит от величины переменного сопротивления ротора (<10%)
b. Управляемая мощность ротора должна рассеиваться за счет тепла в резисторе
c. По-прежнему требуется компенсация реактивной мощности, и она не может поддерживать только сеть
Система с регулируемой скоростью 5″ border-bottom=»1″ border-left=»0″ border-right=»0″ align=»left»> a. Большой диапазон изменения скорости
b. Соответствующий контроль обеспечивает оптимальную работу для максимального извлечения мощности.
c.Никакая внешняя компенсация мощности не требуется и может поддерживать сеть
d. Высокая способность FRT
e. Подходит и обычно используется для крупных ветряных электростанций
a. Сравнительно сложная система управления
б. Более высокие затраты на преобразователи и управление
c. Может потребоваться многоступенчатый редуктор и контактное кольцо в системе DFIG
d. Для прямого привода может потребоваться дорогой материал PM и конструкция большого диаметра.

Таблица 1.

Сравнение различных ветроэнергетических систем

1.2. Топологии интерфейсов силовой электроники в ветроэнергетических установках

Силовая электроника является ключевым элементом, позволяющим регулировать и согласовывать мощность, напряжение и частоту с высокой эффективностью и гибкостью. Кроме того, более широкое вовлечение распределенных энергосистем в настоящее время подчеркивает решающую роль интерфейса силовой электроники при производстве, хранении и передаче энергии.

Благодаря развитию полупроводниковых переключателей и микропроцессоров, за последние десятилетия было разработано много методов силовой электроники [20,21].Помимо диодных преобразователей, в ветроэнергетических установках применяются тиристорные преобразователи с линейной коммутацией и самокоммутируемые преобразователи IGBT / MOSFET. Преобразователи с линейной коммутацией обычно используются в приложениях с большой мощностью, но они не могут управлять реактивной мощностью. Самокоммутируемые преобразователи могут передавать и контролировать мощность в двух направлениях благодаря возможности управляемого выключения выключателя. В настоящее время ветроэнергетические системы, особенно ветроэнергетические системы с регулируемой скоростью, в первую очередь полагаются на преобразователи, которые реализуют полный контроль мощности. В этой области успешно использовались различные топологии и комбинации преобразователей, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

Обычно используемые топологии преобразователей силовой электроники для ветроэнергетических систем ((а) диодный преобразователь и преобразователь с линейной коммутацией в сочетании с реактивным компенсация мощности; (b) диодный и ШИМ преобразователь VSI; (c) диодный и DC / DC прерыватель и преобразователь PWM VSI; (d) встречный ШИМ-преобразователь VSI; (e) матричный преобразователь)

Из-за занятости Для диодного выпрямителя топология на рис. 2 (а) неуправляема, а тиристорный инвертор используется для регулирования скорости генератора с помощью напряжения постоянного тока для получения команд угла зажигания.Очевидно, что эта схема проста в управлении и стоит дешевле самокоммутируемого преобразователя. Что еще более важно, он подходит для приложений с высокой номинальной мощностью. Однако недостатком является то, что требуется дополнительная компенсация реактивной мощности, которая содержит преобразователь источника напряжения (VSC). Напряжение сетки может регулироваться для получения эталонного тока для компенсатора и управляющий сигнал поступает из регулирования тока компенсатора [22,23]. Чтобы удалить компенсатор, вместо тиристорного инвертора можно использовать самокоммутируемый преобразователь, как показано на рисунке 2 (b).Опять же, регулирование напряжения в звене постоянного тока может обеспечить опорный ток, которым управляют для генерации управляющих сигналов для инвертора PWM [24]. Два самокоммутируемых преобразователя, подключенных через линию постоянного тока, как показано на Рисунке 2 (d), обеспечивают двунаправленный поток мощности, что является ключом к обеспечению высокой эффективности работы генератора в двигательном режиме. ВОК наносится на обеих сторонах преобразователей на основе дк отсчета [23,25]. Преобразователь на стороне сети поддерживает постоянное напряжение в звене постоянного тока, а преобразователь на стороне генератора отвечает за управление как активной, так и реактивной мощностью [23]. При управлении преобразователем на стороне генератора ток оси d может быть установлен равным нулю, чтобы максимизировать крутящий момент, в то время как ток оси q выводится из регулирования мощности [26,27]. Альтернативная топология рисунка 2 (d) показана на рисунке 2 (c), где самокоммутируемый преобразователь на стороне генератора заменен диодным выпрямителем, подключенным к промежуточному прерывателю [28]. Такая конфигурация невозможна для двунаправленного потока мощности, вызванного диодным выпрямителем. Но он может достигать такого же широкого диапазона изменения скорости, как два самокоммутирующихся преобразователя.Сетки на сторону преобразователь управляет напряжением звена постоянного тока для D -Axis текущего задания и управления реактивной мощности для ц -Axis текущей ссылки. Активное регулирование мощности и, таким образом, контроль скорости осуществляется для генерации опорного звена постоянного тока тока. Рабочий цикл переключателя прерывателя может быть получен с помощью регулирования тока. Обсуждаемые конфигурации преобразователя фактически представляют собой многоступенчатую реализацию преобразования переменного тока. Промежуточный каскад постоянного тока необходим для содействия преобразованию и соответствующему управлению.В последние годы такая процедура была исследована с помощью одноступенчатого преобразователя, матричного преобразователя, который выполняет преобразование энергии без помощи громоздкого накопителя. Управляемые переключатели расположены таким образом, что любая входная фаза может быть подключена к любой выходной фазе в любое время. Матричный преобразователь может быть применен к системе DFIG, как топология на Рисунке 2 (e) [29,30]. В соответствии с потоком статора FOC, реактивная и активная мощность может регулироваться током оси d, и q , соответственно [30].Альтернативная стратегия управления заключается в регулировании напряжения обмотки ротора для управления коэффициентом мощности (PF) и применении метода ШИМ с двойным пространственным вектором [29]. Стоит отметить, что система SCIG имеет высокие пусковые токи. Одним из эффективных способов ограничения пускового тока является использование устройства плавного пуска, в котором используются тиристоры для ограничения среднеквадратичного значения пускового тока ниже номинального. При достижении полной нагрузки стартер закорачивает. Пик крутящего момента также может быть уменьшен, что снижает давление в редукторе [9,10].

Высокоэффективное преобразование энергии и полный контроль мощности зависят исключительно от силового электронного преобразователя и применяемой схемы управления. Следовательно, широко распространенные общие топологии ветроэнергетических систем с учетом вышеупомянутой силовой электроники рассматриваются следующим образом. Поскольку основное внимание уделяется высокоэффективным системам с регулируемой скоростью, на рисунке 3 обобщены возможные топологии систем с регулируемой частотой вращения для систем индукционных генераторов, а также для систем синхронных генераторов для систематизированных целей. Из-за низкого спроса на номинальную мощность преобразователя, составляющую примерно 30% от общей номинальной мощности, DFIG с частичным преобразователем, показанный на рисунке 3 (a), является широко распространенной топологией для ветроэнергетических систем. Кроме того, из-за наличия преобразователя на стороне ротора мощность ротора возвращается в сеть без рассеивания в резисторе. Вместо частичного преобразователя PMSG или SCIG можно подключить к преобразователю с полным номиналом, как показано на Рисунке 3 (b). Эта топология имеет лучшую возможность FRT сети, потому что сторона генератора полностью независима от стороны сети.Однако номинал преобразователя и потери высоки. На рисунке 3 (c) показана система прямого привода, которая предназначена для удаления коробки передач и связанных с ней потерь [16]. Ротор генератора соединен с валом турбины напрямую и вращается с такой же очень низкой скоростью. Следовательно, для передачи такого же количества мощности требуются высокий крутящий момент и большой радиус машины. Меньшее количество компонентов обеспечивает меньшие потери и, следовательно, более надежную работу в системе этого типа. Чтобы найти компромисс между размером машины и скоростью прядения, применяется одноступенчатая коробка передач, показанная на рисунке 3 (d) [15].На рисунке 3 (e) показана система синхронного генератора с электрическим возбуждением (EESG), которая имеет преобразователь на стороне ротора для обеспечения возбуждения постоянного тока, в то время как статор подключен к полному преобразователю, как в случае на рисунке 3 (c). Хотя существует увеличение стоимости из-за дополнительной обмотки для возбуждения, а также требует большего обслуживания, EESG может минимизировать потери за счет управления потоком через преобразователь ротора [7,11,12].

Рисунок 3.

Часто используемые топологии ветроэнергетических систем ((a) DFIG с частичным / матричным преобразователем; (b) PMSG / SCIG с полным преобразователем; (c) прямой привод; (d) PMSG с полным преобразователем и без ступени коробка передач; (e) прямой привод EESG)

1. 3. Схемы управления генератором в ветроэнергетических системах

SCIG и DFIG используются почти исключительно на этапе преобразования энергии ветроэнергетической системы с индукционным генератором. Наиболее часто используемые топологии системы — это SCIG, напрямую подключаемый к электросети, и DFIG, питаемый от встречно-обратного преобразователя (Рисунок 3 (a) и Рисунок 3 (d)). Первая топология подразумевает постоянную частоту и напряжение SCIG, что обеспечивает работу с фиксированной скоростью. В такой системе SCIG полагается на сеть (или батарею конденсаторов) для обеспечения реактивной мощности, которая необходима для создания электромагнитного возбуждения для вращающегося поля.Генераторный режим SCIG запускается управляемым крутящим моментом, который действует противоположно скорости генератора в рабочей области сверхсинхронной скорости. Из-за отсутствия интерфейса силовой электроники такая система может обслуживать только приложения поддержки сети, в которых может применяться только ограниченное управление (управление углом наклона).

Система DFIG, с другой стороны, обеспечивает гибкую и эффективную работу с ВОК, подключенным к интерфейсу силовой электроники на стороне обмотки ротора.FOC — это мгновенное управление, которое эффективно управляет зависимыми от положения переменными, такими как крутящий момент и мощность, в ветроэнергетических системах с индукционным генератором. Посредством выравнивания конкретной пространственной переменной с осью d токи статора могут быть разделены на составляющую магнитного потока и составляющую крутящего момента во вращающейся раме dq . Таким образом, токи можно регулировать отдельно, как в приводе постоянного тока. Для аппаратной реализации управления обычно используется метод ШИМ на основе пространственно-векторной модуляции (SVM).СВМ основан на пространственном векторе опорного напряжения и связанные с коммутационными логиками. Любой пространственный вектор может состоять из векторной суммы двух соседних векторов напряжения, а рабочие циклы трехфазных напряжений вычисляются на основе времени задержки двух векторов напряжения. Этот метод широко используется в стандартных промышленных приложениях.

В следующем разделе подробно рассматриваются стратегии моделирования и управления обеих систем.

2. Модель и управление индукционным генератором в ветроэнергетических установках

2.1. Модель ветровой энергии и ветряной турбины

Как типичная кинетическая энергия, энергия ветра извлекается через лопасти ветряной турбины и затем передается редуктором и ступицей ротора механической энергии в валу. Вал приводит в действие генератор для преобразования механической энергии в электрическую. Согласно закону Ньютона кинетическая энергия ветра с определенной скоростью ветра V w описывается как:

, где m представляет собой массу ветра, а его мощность может быть записана как:

Pw = ∂ Ek∂t = 12∂m∂tVw2 = 12 (ρAVw) Vw2 = 12ρAVw3E2

, где ρ и A — плотность воздуха и площадь смещения ротора турбины соответственно.Таким образом, извлеченная механическая мощность может быть выражена как:

Pm = Cp (λ, β) Pw = Cp (λ, β) 12ρAVw3E3

, где P m — механическая выходная мощность в ваттах, которая зависит от коэффициента полезного действия C p ( λ , β ), C p зависит от передаточного отношения концевых скоростей λ и угла наклона лопасти β и определяет, сколько кинетической энергии ветра может система ветряных турбин. Нелинейная модель описывает C p ( λ , β ) как [3]:

Cp (λ, β) = c1 (c2 − c3β − c4β2 − c5) e − c6E4

где, c 1 = 0.5, c 2 = 116 / λ i , c 3 = 0,4, c 4 = 0, c 5 = 5, c 6 = 21 / λ i и

λi = 1λ + 0,08β − 0,035β3 + 1E5

При зависимости от λ и β максимальное значение C p может быть достигнуто и поддержано путем управления углом тангажа и скоростью генератора при определенной скорости ветра. Группа типичных кривых C p λ для различных β показана на рисунке 4, и всегда существует максимальное значение для C p при одной конкретной скорости ветра.Соответственно, выходная мощность определяется разными C p , а также скоростью генератора при разной скорости ветра, как показано на рисунке 5, где всегда существует одно максимальное значение мощности для каждой скорости ветра, что является целью MPPT контроль.

Рисунок 4.

Кривая зависимости Cp от λ для ветряной турбины (β — угол наклона) [23]

Рисунок 5.

График зависимости мощности от скорости генератора для ветряной турбины [31]

2.2. Модель и управление SCIG

Как ветроэнергетическая система с фиксированной скоростью, SCIG напрямую подключается к сети через трансформатор и, таким образом, работает с почти постоянной скоростью без управления через интерфейс силовой электроники.Она широко использовалась в Дании в 1980-х и 1990-х годах и поэтому также называется «датской концепцией». Надежная и простая конфигурация делает такую ​​систему пригодной для многих приложений, в которых стоимость имеет более высокий приоритет, чем эффективность. На рисунке 6 показана схема всей ветровой системы SCIG, включая ветряную турбину, регулятор шага и компенсатор реактивной мощности. Вся система включает в себя три этапа для доставки энергии от ветряной турбины в электросеть. Первая — это ступень ветряной электростанции, которая работает с низким напряжением В wt ; второй — распределительный каскад со средним напряжением В dis ; третья ступень передачи сети, которая имеет высоковольтную сетку В . Трехфазные трансформаторы заботятся о стыке между двумя ступенями [10]. Номинальная мощность рассматривается как опорная активная мощность для регулирования угла наклона, в то время как межфазное напряжение и фазный ток распределения контролируются, чтобы способствовать компенсации реактивной мощности для распределительной линии. Впервые использовалась эта довольно простая технология, поскольку она проста, имеет прочную конструкцию, надежную работу и низкую стоимость. Однако природа фиксированной скорости и проблема потенциальной нестабильности напряжения серьезно ограничивают работу ветряной системы SCIG [1,3].

Рисунок 6.

Конфигурация ветроэнергетической системы SCIG

Из рисунка 5 видно, что при определенной скорости ветра выходная активная мощность также является фиксированным значением в случае фиксированной скорости генератора. Таким образом, выходная мощность зависит исключительно от скорости ветра, пока не будет достигнута номинальная мощность. Скорость ветра при номинальной мощности называется номинальной скоростью ветра. При скорости ветра, превышающей эту скорость, система углов тангажа предотвращает превышение выходной мощности номинального значения. Угол наклона определяется управлением регулируемой выходной активной мощности без обратной связи и, как показано на рисунке 7.Из-за огромного размера лопасти и, следовательно, большой инерции, угол наклона должен изменяться медленно и в разумных пределах. Также стоит отметить, что без источника реактивной мощности система SCIG имеет тенденцию к падению напряжения в распределительной линии, что вызывает проблему перегрузки.

Рисунок 7.

Управление углом тангажа

Моделирование в [23] иллюстрирует работу системы SCIG мощностью 0,855 МВт. На Рисунке 8 начальная частота вращения генератора установлена ​​на скольжении s = -0,01 о.е. относительно синхронной скорости, а затем реакция на входное возмущение скорости ветра.Поскольку мощность ниже номинального значения (0,855 МВт) до момента t = 10 с, управление углом тангажа не работает. С этого момента скорость ветра увеличивается, а также скорость и мощность генератора, пока скорость ветра не превысит номинальное значение (11 м / с), в котором срабатывает регулировка тангажа, чтобы заблокировать дальнейшее увеличение выходной мощности. Таким образом, после этого выходная мощность остается на номинальном уровне.

Следует отметить, что частота вращения генератора может изменяться только в очень небольшом диапазоне около 1 л.u. и поэтому невозможно достичь оптимальной выходной мощности. Кроме того, без возможности независимого управления система SCIG потребляет реактивную мощность 0,41 Мвар в установившемся режиме, что приведет к падению напряжения в сети. Для обеспечения необходимой реактивной мощности в распределительной линии применяется статический синхронный компенсатор (STATCOM). Как показано на рисунке 9, напряжение в распределительной линии может упасть примерно на 0,055 о.е. в системе SCIG без STATCOM, что может вызвать перегрузку в системе. Напротив, система SCIG со STATCOM может удерживать напряжение распределения на уровне 0.99 о.е., что способствует устойчивости сети. Компенсированная реактивная мощность от STATCOM показана на рисунке 10 и равна 0,3 Мвар в установившемся режиме. Хотя STACOM обеспечивает впечатляющую помощь в поддержании постоянного напряжения в распределительной сети, ветровая система DFIG имеет более привлекательные характеристики.

Рисунок 8.

Регулировка угла наклона для системы SCIG [23]

Рисунок 9.

Сравнение напряжений в сети между SCIG без проводов. STACOM, SCIG w. STACOM и DFIG [23]

Рисунок 10.

Компенсированная реактивная мощность от СТАТКОМ [23]

2.3. Модель и управление DFIG

Традиционно, динамическое управление скольжением используется для выполнения работы с переменной скоростью в ветряной системе индукционного генератора, в которой обмотки ротора соединены с переменным резистором и управляют скольжением с помощью переменного сопротивления [3,11] . Этот тип системы обеспечивает ограниченные изменения скорости генератора, но внешний источник реактивной мощности все еще необходим. Чтобы полностью исключить компенсацию реактивной мощности и управлять как активной, так и реактивной мощностью независимо, система ветроэнергетики DFIG является одним из самых популярных методов в области применения энергии ветра [1,3,7].Система ветроэнергетики DFIG с соответствующим обратным преобразователем представляет собой типичную систему с регулируемой скоростью, как показано на рисунке 11, которая соответствует топологиям на рисунках 3 (a) и 2 (d). Обмотки статора генератора подключены непосредственно к сети (с фиксированным напряжением и частотой сети), а обмотки ротора питаются от преобразователя PWM AC / DC / AC на базе IGBT (встречно-ответный преобразователь с конденсатором постоянного тока), с переменной частотой через контактные кольца и щетки. Хотя для работы такой системы требуется редуктор и контактные кольца, многие преимущества позволяют системе DFIG доминировать на большинстве ветроэнергетических рынков в настоящее время.Это облегчает изменение широкого диапазона скоростей (± 30% от синхронной скорости), более низкие требования к номинальным характеристикам для преобразователей энергии (30% мощности генератора) и, следовательно, более низкую стоимость. Кроме того, он имеет высокий КПД, вызванный двунаправленным потоком мощности, и способность выполнять компенсацию реактивной мощности и плавную интеграцию в сеть. В этой конфигурации встречный преобразователь состоит из двух частей: преобразователя на стороне статора / сети и преобразователя на стороне ротора. Оба являются преобразователями с источником напряжения, а конденсаторная батарея между двумя преобразователями действует как интерфейс постоянного напряжения.

В этом разделе сначала рассматривается моделирование DFIG, за которым следует последующий алгоритм FOC, который разделен на две части: управление преобразователем на стороне статора и управление преобразователем на стороне ротора. Также рассматриваются метод SVM и управление изолированными операциями.

Рисунок 11.

Конфигурация ветроэнергетической системы DFIG

2.3.1. Модель dq из DFIG

Моделирование проводится в системе отсчета dq . Эквивалентные схемы DFIG в системе отсчета dq изображены на рисунке 12 (a, b), и можно определить отношения между напряжением V, током I , магнитным потоком Ψ и крутящим моментом T e . записывая уравнения КВЛ.Для стороны статора компоненты напряжения осей d — и q задаются как:

Vds = RsIds − ωsΨqs + (Lls + Lm) dIdsdt + LmdIdrdt aVqs = RsIqs + ωsΨds + (Lls + Lmrd) dIqs E6

Аналогично, компоненты напряжения оси d — и q на стороне ротора задаются как:

Vdr = RrIdr − sωsΨqr + (Llr + Lm) dIdrdt + LmdIdsdt aVqr = RrIqr + sωldr + sldr + s sldr + sω dIqrdt + LmdIqsdt bE7

Потому что потокосцепление вдоль оси d — и q следующее:

Электрическая изоляция для вращающихся машин: проектирование, оценка, старение, испытания и ремонт, 2-е издание

Перейти к основному содержанию Корзина0
  • КТО МЫ СЛУЖИМ
    • Студенты
      • Аренда учебников
    • Инструкторы
    • Авторы книг
    • Профессионалов
    • Исследователи
    • Учреждения
    • Библиотекарей
    • Корпорации
    • Общества
    • Редакторы журналов
    • Книжные магазины
    • Правительство
  • ПРЕДМЕТЫ
    • Бухгалтерский учет
    • сельское хозяйство
      • сельское хозяйство
      • Аквакультура
    • Искусство и архитектура
      • Архитектура
      • Искусство и прикладное искусство
      • Графический дизайн
    • Управление бизнесом
      • Бухгалтерский учет
      • Реклама
      • Управление бизнесом
      • Бизнес и общество
      • Деловая этика
      • Самопомощь в бизнесе
      • Бизнес-статистика и математика
      • Бизнес-технологии
      • Развитие карьеры
      • Консультации
      • Экономика
      • Финансы и инвестиции
      • Интеллектуальная собственность и лицензирование
      • Управление
      • Маркетинговые продажи
      • Некоммерческие организации
      • Производственные операции
      • Управление проектом
      • Недвижимость и недвижимость
      • Государственное управление
      • Управление качеством
      • Малый бизнес
      • Специальные темы
      • Технологии
      • Обучение и развитие персонала
    • Химия
      • Союзная химия здравоохранения
      • Аналитическая химия
      • Аккумуляторы и топливные элементы
      • Биохимия
      • Катализ
      • Химическая и экологическая безопасность
      • Вычислительная химия
      • Электрохимия
      • Экологическая химия
      • Пищевая наука и технологии
      • Общая химия
      • История химии
      • Промышленная химия
      • Неорганическая химия
      • Математика для химии
      • Органическая химия
      • Фармацевтическая химия
      • Физическая химия
      • Подготовительная химия
      • Специальные темы
      • Устойчивая химия
    • Вычисление
      • Компьютерная графика
      • Компьютерная наука
      • Оборудование
      • Интернет и WWW
      • Офисная производительность
      • Операционные системы
      • Программная инженерия
      • Специальные темы
    • Кулинария и гостеприимство
      • Бухгалтерский учет
      • Выпечка и кондитерские изделия
      • Напитки
      • Организация питания и мероприятий
      • приготовление еды
      • Еда, напиток
      • Операции общественного питания
      • Написание еды и справочная информация
      • Общая кулинария и гостеприимство
      • Управление гостиницей
      • Маркетинг
      • Профессиональная кулинария
      • Специальные темы
      • Индустрия путешествий и туризма
      • Вина и спиртные напитки
    • Науки о Земле и космосе
      • наука о планете Земля
      • Изменение окружающей среды
      • Экологическая экономика и политика
      • Экологическая этика
      • Экологического менеджмента
      • Наука об окружающей среде
      • Экологические исследования
      • География
      • Геология и геофизика
      • Океанография
    • Образование
      • Оценка, методы оценки
      • Классное руководство
      • Разрешение конфликтов и посредничество
      • Учебные инструменты
      • Образование и государственная политика
      • Образовательные исследования
      • Общее образование
      • Высшее образование
      • Информация и библиотечное дело
      • Специальное образование
      • Специальные темы
      • Профессиональные технологии
    • Инженерия и материаловедение
      • Биомедицинская инженерия
      • Химическая и биохимическая инженерия
      • Гражданское строительство
      • Электротехника и электроника
      • Энергия
      • Инженерия окружающей среды
      • Промышленная инженерия
      • Материаловедение
      • Инженерное дело
      • Общая инженерия
      • Нанотехнологии
    • Гуманитарные науки
      • Классические исследования
      • История
      • Лингвистика
      • Литература
      • Философия
      • Религия и богословие
    • Закон и криминология
      • Гражданский закон
      • Уголовное право
      • Криминология
      • Общее и вводное право
      • Закон об интеллектуальной собственности
      • Международный закон
      • Пенология и полицейская наука
      • Процессуальное право
      • Публичное право
      • Специальные темы
    • Естественные науки
      • Анатомия и физиология
      • Зоотехния и зоология
      • Клеточная и молекулярная биология
      • Сравнительная биология (ботаника и зоология)
      • Биология развития
      • Экология и биология организма
      • Энтомология
      • Эволюция
      • Криминалистика
      • Общие науки о жизни
      • Общая биология
      • Генетика
      • Человеческая биология
      • Микробиология и вирусология
      • Микроскопия
      • Неврология
      • Орнитология
      • Паразитология
      • Растениеводство
      • Специальные темы
    • образ жизни
      • Цифровые камеры и фотография
      • Садоводство
      • Общий образ жизни
      • Юмор
      • Уход за животными
      • Популярная культура
      • Специальные темы
      • Спортивный
      • Технические и инструкции
    • Математика
      • Алгебра
      • Прикладная математика
      • Прикладная вероятность и статистика
      • Биостатистика
      • Исчисление
      • Хаос, фракталы, динамические системы
      • Комбинаторика
      • Вычислительная и графическая статистика
      • Криптография
      • Статистика интеллектуального анализа данных
      • Дискретная математика
      • Конечная математика
      • Общая математика
      • Общая статистика
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *