Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости – 30.06.2015 N 28 » , » /

Содержание

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

Согласно действующему законодательству налоги на недвижимость определяются исходя из кадастровой стоимости объекта. Кроме того, в определенных случаях кадастровая стоимость является основой для установления арендной платы за владение и пользование недвижимостью.

Зачастую кадастровая стоимость объекта бывает необъективной – завышенной или заниженной. В связи с чем остро стоит вопрос о пересмотре результатов государственной кадастровой оценки.

Как оспорить кадастровую стоимость?

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены заинтересованными лицами за 4 шага:

  1. подготовка отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
  2. получение положительного экспертного заключения;
  3. подача заявления и необходимого пакета документов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре;
  4. подача заявления и необходимого пакета документов в суд (в случае, если комиссией не пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости).

Шаг 1. Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости

Отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости является итоговый документ, составленный управомоченным лицом (оценщиком) по результатам определения рыночной стоимости такого объекта.

Отчет должен содержать сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, описание объекта оценки, цель и основания для проведения оценки, дату определения стоимости объекта оценки, перечень документов, используемых оценщиком при составлении отчета и иные сведения, установленные действующим законодательством.

Мы готовы помочь:

  • подготовить отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Шаг 2. Получение положительного экспертного заключения

Под экспертизой отчета об оценке рыночной стоимости объекта понимаются действия эксперта саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета на соответствие требованиям действующего законодательства, а также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям действующего законодательства, а также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

В нашу работу входит:

  • получение положительного экспертного заключения.

Шаг 3. Подача заявления и необходимого пакета документов в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при росреестре

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в досудебном порядке, заинтересованному лицу необходимо подать заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

К заявлению требуется приложить следующий пакет документов:

  1. кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  2. нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  3. отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
  4. положительное экспертное заключение;
  5. любые иные документы.

В семидневный срок с даты поступления такого заявления Комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

По результатам рассмотрения заявления Комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости;
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

В случае принятия Комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия Комиссия направляет в Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта и положительное экспертное заключение.

В нашу работу входит:

  • заполнение заявление о пересмотре кадастровой стоимости;
  • получение кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • подача пакета документов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Шаг 4. Подача заявления и необходимого пакета документов в суд (в случае, если комиссией не пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости)

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

При этом физические лица вправе обращаться в суд, минуя Комиссию (Шаг 3), а вот юридические лица вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный действующим законодательством срок.

Наши юристы готовы представлять интересы заинтересованных лиц в суде.


Смотрите также


Отзывы клиентов

Наши заказчики — владельцы крупных жилых комплексов, торговой и офисной недвижимости, частные лица и государственные учреждения

xn--80aalw7afh.xn--80adxhks

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости: новые правила

С 15 сентября 2015 г. оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости будет осуществляться по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г.№ 28) понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия). Соответствующим административным делам посвящена 25 глава нового закона, который либо окажется очередным препятствием в попытке добиться справедливости, либо все-таки станет дополнительной помощью собственникам и арендаторам.

Как и раньше, предметом судебного разбирательства может выступать установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; изменение кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; оспаривание решения или действия (бездействия) Комиссии.

Вводятся новые участники судопроизводства. К участию в деле привлекаются административные ответчики (ранее – заинтересованные лица), в частности, органы власти, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости; госорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана и т.д. При этом их неявка не будет препятствовать разрешению дела.

Стороны также вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, основанное на имеющихся в деле доказательствах (например, на одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости), которое должно содержать условия примирения.

Итак, для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости административный истец (ранее – заявитель) подает в суд общей юрисдикции административное исковое заявление и представляет следующие документы:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров (например, решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок), или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

8) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

9) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

10) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

11) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

12) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства.

Предполагается, что с 15 сентября 2016 г. вышеперечисленные документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, можно будет представлять в суд в электронной форме.

Безусловно, положительным моментом является установление четких сроков по рассмотрению кадастровых административных дел, а именно до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Однако дать оценку нововведениям, понять их эффективность или нецелесообразность, можно будет только после того, как сложится административная практика по оспариванию кадастровых дел.

Контакты для получения дополнительной информации:

Валерий Лазебный, партнер юридической фирмы «АВЕЛАН»

+7 (495) 544 97 98

[email protected]

www.avelan.ru 

zakon.ru

Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов ее определения, содержащихся в ГКН

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Судам даны разъяснения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (ГКН), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года — административным истцом в судебном порядке посредством предъявления определенных требований.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.

Указан перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость (например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости).

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ГКН.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 02.07.2015

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Типичные ошибки при оспаривании кадастровой стоимости


Тарасова Ольга

руководитель проектов 

по оценке направления

«Финансовый консалтинг» 

Группы компаний SRG

Основной статьей пополнения муниципального бюджета являются налоги. Повсеместно налоги на недвижимость начинают исчисляться от кадастровой стоимости, что значительно повышает налоговую нагрузку на собственников и арендаторов земельных участков, а также плательщиков налогов за объекты капитального строительства. 

Планируется, что во всех субъектах России до 1 января 2020 г. величину налогов на недвижимость будут определять исходя из кадастровой стоимости. 

В настоящее время величина кадастровой стоимости может быть оспорена и заменена рыночной стоимостью. Для большинства предприятий, расположенных на территории Москвы и Московской области, новые налоги критично сказались на производственных показателях, поставив на грань выживания. Естественное желание собственника минимизировать свои затраты спровоцировало волну оценок в целях определения рыночной стоимости и принятия ее в качестве кадастровой. 

На этапе досудебного разбирательства, при подаче заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, необходимо предоставить отчет независимого оценщика и положительное экспертное заключение – подтверждающий факт того, что отчет выполнен с учетом требований оценочного законодательства, а определенная стоимость объекта соответствует рыночным значениям. 

Предугадать исход процедуры оспаривания в комиссии невозможно даже при наличии экспертизы, составленной авторитетным экспертом. 

Исходя из сложившейся практики по оспариванию, выделяют показатели, на которые обращают внимание члены комиссии. Сравнивается рассчитанный удельный показатель рыночной стоимости объекта со средним удельным показателем кадастровой стоимости в кадастровом квартале по группе, к которой относится оцениваемый объект. 

Также комиссия обращает внимание, на сколько процентов рыночная стоимость ниже кадастровой. Снижение до 30%, как правило, не вызывает вопросов у оппонентов и возможно дальнейшее обсуждение отчета. При более существенном отклонении от обозначенных значений, решение комиссии, как правило, отрицательное. 

В большинстве случаев при отклонении заявлений по пересмотру кадастровой стоимости в качестве причины отказа указывают, что отчет не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности. При этом комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу, чтобы оценщик имел возможность устранить замечания.

Некоторые отчеты могут «отклоняться» еще на стадии принятия заявлений из-за неверно примененной методологии, например, исключение НДС из рыночной стоимости объекта капитального строительства. Как правило, у заказчика оценки возникает вопрос о двойном налогообложении, а оценщик вместо того, чтобы ознакомиться с методикой оценки, применяемой при определении кадастровой стоимости, с легкостью соглашается с доводами лица, чьи интересы затронуты в результате кадастровой оценки.

По сложившейся практике и исходя из судебных решений некорректно сравнивать две стоимости (кадастровую и рыночную), если у них разные базы, т.к. одна стоимость учитывает налог на добавленную стоимость, а другая нет. По моему мнению, у оценщика при составлении отчета по определению рыночной стоимости иная задача: он не должен вступать в полемику относительно примененной при кадастровой оценке методологии, а должен определить рыночную стоимость, исходя из аналогичных параметров, в данном случае налог на добавленную стоимость должен учитываться.

Встречаются отчеты, в которых оценщик при определении рыночной стоимости земельного участка определяет право долгосрочной аренды, не делая поправку на передаваемые права

В Москве участками в основном пользуются на основании договоров аренды, в городе только порядка 3% земельных участков оформлено в собственность. К тому же рынок земельных участков свободных от строений ограничен, поэтому оценщики, как правило, для расчетов используют методы выделения и остатка при оценке земельных участков. Так как оценка проводится на ретроспективную дату, то при подборе единых объектов-аналогов обычно не представляется возможным проверить, какие права оформлены на земельный участок, приходящиеся на здания или комплекс.

Исполнитель обычно исходит из допущения, что при совместной оценке земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства, необходимо руководствоваться типичным поведением собственников в отношении аналогичных участков (п. 6, ФСО № 7). А так как на земельные участки в г. Москве чаще всего оформлены права долгосрочной аренды, при вычитании из стоимости единого объекта затрат на замещение здания определяется рыночная стоимость права аренды земельного участка. 

В отчете по определению кадастровой стоимости земельных участков рассчитана стоимость права собственности, поэтому о данном факте не следует забывать. Отсутствие поправки на передаваемые права считается ошибкой, как в комиссии, так и в суде. 

При оценке застроенных земельных участков необходимо идентифицировать строения, расположенные на нем. Некоторые оценщики не утруждают себя описанием строений, расположенных на оцениваемом участке, исходя только из условий, что при выполнении оценки для целей оспаривания кадастровой стоимости необходимо определить стоимость участка как условно свободного. В то же время, тип застройки существенно влияет на стоимость оцениваемого объекта. 

Следует помнить, что рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, для внесения этой стоимости в государственный кадастровый реестр, оценивается исходя из фактического использования земельного участка, при этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом фактического использования (п. 20, ФСО № 7).

В рамках кадастрового отчета стоимость объектов капитального строительства определяется, как правило, без земельной составляющей.

Прежде чем приступить к оценке рыночной стоимости, выполняемой для целей оспаривания, эксперты рекомендуют ознакомиться с кадастровым отчетом, чтобы понять логику рассуждений и применяемую методику, что поможет правильно определить базу для расчета. Если при определении рыночной стоимости объектов капитального строительства установлено, что стоимость земельного участка получилась ниже, чем кадастровая, то в комиссии, как правило, рекомендуют выполнить и подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и объекта капитального строительства одновременно.

В комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости по Московской области ошибкой считается отсутствие расчетов рыночной стоимости земельных участков в рамках доходного подхода независимо от разрешенного использования и от того, застроен участок или свободен от строений.

Противоположного мнения придерживается, например, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, которая в своем отказе указывает, что отчет не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, требованиям, установленным федеральным стандартам, так как в отчете об оценке при определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод остатка в рамках доходного подхода. Исполнителю ставиться в вину, что в отчете об оценке оценщик «произвел расчет рыночной стоимости замещения улучшений, фактически построенных на оцениваемых земельных участках и результаты этого расчета явились базой для расчета рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, оценщик составивший отчет об оценке, произвел расчет рыночной стоимости земельных участков как застроенных, чем нарушил п. 20 ФСО № 7»

В Москве и Московской области использование методов выделения и остатка является общепризнанным и не вызывает вопросов при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости у членов комиссии, но, по-видимому, для некоторых региональных экспертов данный метод не приемлем. Оценщику остается только в недоумении развести руками, ибо метод остатка рекомендован к использованию Минимуществом России (Распоряжение Минимущества России от 06.03.2002 № 568-р (ред. от 31.07.2002))

Иногда оценщики ошибаются с датой оценки, на которую следует определить рыночную стоимость объекта. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст. 29.18, от 29.07.1998, № 135-ФЗ). Чтобы избежать неточностей, следует запросить кадастровую справку, где должна быть указана дата, на которую определена кадастровая стоимость. 

В Москве существует практика, когда Департамент городского имущества на основании акта Государственной инспекции по недвижимости изменяет разрешенное использование земельного участка. На основании распоряжения вносятся изменения в кадастр, что приводит к изменению кадастровой стоимости объекта. Например, предприятие сдало часть помещений в административном здании в аренду, а арендатор открыл кафе, высока вероятность, что комиссия изменит назначение здания на административно-торговое, что приведет к изменению разрешенного использования земельного участка и, как следствие, кадастровой стоимости. Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г., №135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

При кадастровой оценке стоимость земельных участков определяется без учета обременений, исходя из данного допущения, следует определять и рыночную стоимость объекта.

Чтобы избежать описанных выше ошибок, оценщикам следует анализировать практические примеры, которые есть в открытом доступе, а так же изучать опыт коллег.

      

Бюллетень «RWAY», №251 от февраля 2016 г.

<— Назад

www.srgroup.ru

Порядок и особенность обжалования решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

В последнее время существенно увеличилось количество споров, связанных с кадастровой оценкой объектов недвижимости, в том числе, и в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — «Комиссия»). Комиссии же довольно часто отказывают в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости. Так, согласно статистике Росреестра комиссии при территориальных органах Росреестра отклонили 1112 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 (https://goo.gl/9s3uGa). В связи с этим представляется интересным рассмотреть вопрос о порядке и особенности обжалования решений комиссии в судебном порядке по правилам Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее – «КАС РФ»).

Итак, куда и каким образом обжаловать решение комиссии, с которым Вы не согласны? В соответствии с абз. 34 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решения комиссии могут быть оспорены в суде. В силу п. 5 ст. 245 КАС РФ решение комиссии обжалуется в областной суд по правилам главы 22 КАС РФ.

Первый шаг – Областной суд. Лицу, не согласному с решением комиссии, необходимо подать административное исковое заявление в областной суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Областной суд разрешает вопрос о принятии указанного заявления, затем в случае его соответствия предъявляемым требованиям КАС РФ рассматривает его и принимает решение, которое вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для апелляционного обжалования (в течение одного месяца).

Необходимо обратить внимание, что КАС РФ вводит новое понятие «административное исковое заявление», которое отсутствует в АПК И ГПК РФ.

Второй шаг – Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ (апелляция). Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции. Согласно п. 1 ст. 298 КАС РФ срок на подачу жалобы равен одному месяцу со дня принятия решения в окончательной форме. В соответствии с п. 2 ст. 296 КАС РФ апелляционная жалоба на решение областного суда рассматривается Судебной коллегий по административным делам Верховного Суда РФ. В связи с этим срок рассмотрения жалобы несколько увеличивается и составляет три, а не два месяца со дня поступления жалобы в коллегию. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы указанная коллегия принимает судебный акт в форме Апелляционного определения, который вступает в законную силу со дня его принятия (п. 1 ст. 311 КАС РФ).

Третий шаг – Президиум Верховного Суда РФ (надзор). Необходимо обратить внимание, что особенность порядка обжалования решения комиссии заключается в пропуске кассационной инстанции. Так, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 332 КАС РФ на Апелляционное определение Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ подается надзорная жалоба, которая рассматривается Президиумом Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта. В Верховном Суде РФ срок рассмотрения жалобы составит два или три месяца в зависимости от того, будет истребовано дело или нет. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.  

Таким образом, Кодекс административного судопроизводства РФ, во-первых, предусматривает три стадии обжалования решений комиссий (первая инстанция – апелляционная инстанция – надзорная инстанция), во-вторых, жалоба на судебный акт апелляционной инстанции подается в суд надзорной, а не кассационной инстанции, в-третьих, вводится новое понятие «административное исковое заявление». Ниже для представлена таблица, в которой указаны более подробно действия по обжалованию решений комиссии со ссылкой на нормы закона и сроки их совершения.

 

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

1-ая инстанция

Областной суд

п.15 ст.20 КАС

Срок для подачи административного искового заявления

Три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.  

п.1 ст.219 КАС

Срок рассмотрения заявления

Один месяц со дня поступления административного искового заявления в суд.

п.1 ст.226 КАС

 

Вступление решения в законную силу

Решение суда по административному делу об оспаривании решения комиссии вступает в законную силу по истечении срока для апелляционного обжалования (то есть по истечении одного месяца).

п.1 ст.227 КАС;

п.1 ст.186 КАС

2-ая инстанция (Апелляция)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ

п.2 ст.296 КАС

Куда подается жалоба?

В областной суд.

ст.297 КАС

Срок для подачи апелляционной жалобы

Один месяц со дня принятия решения в окончательной форме.

п.1 ст.298 КАС

Срок рассмотрения жалобы

Три месяца со дня поступления дела в суд.

п.2 ст.305 КАС

Вступление решения в законную силу

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия.

п.5 ст.311 КАС

Куда подается жалоба?

Непосредственно в Верховный Суд РФ

п.1 ст.333 КАС

3-ья инстанция

(Надзор)

Президиум Верховного Суда РФ

пп.5 п.2 ст.332 КАС

Срок для подачи надзорной жалобы

Три месяца со дня вступления Определений СК ВС РФ, вынесенных в апелляционном порядке.  

п.2 ст.333 КАС

Срок рассмотрения жалобы

Два месяца, если административное дело не было истребовано;Три месяца, если административное дело было истребовано.

п.1 ст.336 КАС

Вступление решения в законную силу

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит

ст.344 КАС

 

Надеюсь, что настоящая таблица будет полезна для Вас!

zakon.ru

Об оспаривании кадастровой стоимости по «новому»

27.09.2016

Александр Колов

Проведение государственной кадастровой оценки будет происходить по «новому» в некоторых субъектах РФ уже в 2017 г.

Оспаривание кадастровой стоимости по «новому» — актуальный вопрос. Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регулирует не только государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому», но и оспаривание кадастровой стоимости по «новому», определенной по нормам вышеуказанного ФЗ. Указанный ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Ожидать проведения ГКО по «новому» в некоторых субъектах РФ следует уже в 2017 г. «Заморозка» кадастровой стоимости до 01.01.2020, определенной по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», будет только стимулировать субъекты РФ провести ГКО по «новому» в ближайшие сроки. «Заморозка» введена ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который введен в действие с 15.07.2016.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ. Оспаривание кадастровой стоимости по нормам ФЗ №237-ФЗ будет происходить в порядке, схожем с порядком по нормам №135-ФЗ. Можно выделить следующие основные особенности оспаривания кадастровой стоимости по «новому».

По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц. По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. Следовательно, некоторые время с большой долей вероятности в некоторых субъектах будут действовать одновременно две комиссии: одна для рассмотрения споров по нормам ФЗ №237-ФЗ, другая по нормам №135-ФЗ.

Лица, занимающие государственные должности, должности в муниципальной службе должны составлять не более половины членов комиссии, рассматривающей споры по нормам ФЗ №237-ФЗ. В состав комиссии может включаться представитель Совета муниципальных образований (некоммерческой организации), который не занимает муниципальную должность. С учетом данного представителя может обеспечиваться большинство в принятии решений. Кроме того, видимо, Минэкономразвития РФ введет правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего будет решающим. Председательствующего, вероятно, будут назначать представителя госоргана субъекта РФ.

Нет в ФЗ №237-ФЗ четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. Поэтому велика вероятность того, что в ряде субъектов РФ комиссии по рассмотрению споров по нормам ФЗ №237-ФЗ не будут созданы к 2020 г.

В ряде субъектов РФ налогоплательщикам и арендаторам государственных земельных участков установить кадастровую стоимость в размере рыночной через комиссию при управлении Росреестра существенно проще, чем в суде. Это обуславливается сроками рассмотрения (1 мес.) и полномочиями комиссии (отсутствием право назначать экспертизу и т.д.). За такой короткий срок заинтересованные лица, в т.ч. органы местного самоуправления, не успевают подготовить ни замечания на отчет оценщика, ни самостоятельно заказать отчет независимого оценщика. При отсутствии указанных документов проверка отчета осуществляется формально. Кроме того, как правило, комиссии не располагают достаточным количеством сотрудников, обладающих специальными познаниями в области оценки, для того, чтобы надлежащим образом проверять отчеты в массовом порядке. В некоторых комиссиях господствует подход: все заявления удовлетворять, если не выявлены существенные замечания к отчету. Поэтому вышеуказанное новшество может затруднить оспаривание кадастровой стоимости в ряде субъектов.

ФЗ №237-ФЗ правообладателям объектов недвижимости предоставлено право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО (ст.12). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно — пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: год постройки ОКС, процент физического износа ОКС, процент технических помещений от общей площади административно-делового или торгового центра, разрешенное использование земельного участка, предельные параметры застройки согласно ГПЗУ или градостроительного регламента и т.д. По нормам ФЗ №135-ФЗ у правообладателей ОКС и земельных участков право на подачу деклараций отсутствует при проведении ГКО. По ФЗ №237-ФЗ все заинтересованные лица вправе сделать замечания на промежуточных отчетных материалов ГКО в течение 60 дней с момента публикации. Схожая норма есть и ФЗ №135-ФЗ, однако срок для замечаний – 20 рабочих дней (вступила в действие с 01.04.2015 в силу ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Вышеуказанные изменения направлены на уменьшение количества споров об оспаривании кадастровой стоимости. ФЗ №237 ФЗ не предусматривает возможность оспаривать ошибки в определении кадастровой стоимости в комиссии. Если такая возможность не будет прописана Минэкономразвития в Порядке работы комиссий, то следует констатировать, что такая возможность отсутствует.

По нормам ФЗ №237-ФЗ бюджетное учреждение, созданное госорганом субъекта РФ, по решению последнего будет проводить ГКО и подписывать отчет, а также давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, в т.ч. технических, методологических, допущенные при ГКО. Она вправе исправлять ошибки только в сторону понижения. Если бюджетная учреждение исправляет ошибки, допущенные им в отчете о ГКО, то оно передает данные госоргану субъекта РФ для внесения исправлений в акт об утверждении результатов ГКО.

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение вышеуказанного бюджетного учреждения в суде по нормам гл. 22 КАС РФ. Также они вправе предъявить административный иск об оспаривании кадастровой стоимости. При рассмотрении требований в порядке гл. 22 КАС РФ об отмене решения бюджетного учреждения об отказе исправить ошибку, видимо, суды не будут устанавливать кадастровую стоимость, а будут предписывать повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица. Заинтересованным лицам очень трудно доказать ошибку, особенно методологическую, и в рамках искового производства. Поэтому им рекомендуется идти проторенной дорогой: обращаться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение СРОО (саморегулируемой организации оценщиков) на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ. Статья 246 КАС РФ закрепляет обязанность представления заключения СРОО, если это установлено Минэкономразвития РФ. Последний это предусматривает только для оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ при снижении кадастровой стоимости более чем на 30%, если заявитель желает получить положительное решение. См. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. ФЗ №237-ФЗ не предусматривает обязанность предоставления заключения СРОО в комиссию. ФЗ №135-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2016 N 172-ФЗ) декларирует то, что заключение СРОО подготавливается на добровольной основе, он исключил заключение СРОО из перечня документов, которые необходимо представлять в комиссию. Логичным в таком случае выглядит решение о внесении изменений в Порядок, утвержденный Приказом №263. Однако Минэкономразвития пока с таким решением не торопится. Вышеуказанные новшества могут привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

При подаче заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ подаются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), которая должна содержать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном и электронном носителе.

Сейчас по нормам ФЗ №135-ФЗ подаются практически аналогичные документы. Однако вместо выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости подается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ подается в форме нотариальной копии. Кроме того, подается заключение СРОО на отчет оценщика, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30%. Это требование не закона, а Порядка Минэкономразвития, утв. Приказом №263.

С 01.01.2017 вводится в действие ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает объединение ГКН (государственного кадастра недвижимости) и ЕГРП (Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним). Поэтому выписка из ЕГРН будет, как правило, одновременно являться документом, подтверждающим права на оспариваемый объект и оспариваемую кадастровую стоимость. «Справка о кадастровой стоимости» с 01.01.2017 выдаваться не будет. Внесены изменения и в ФЗ №135-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2017.

По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость — вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости. Данный вывод основывается на Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П.

Основные выводы.

— Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
— По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц.
— По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность.
— По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам ФЗ №237-ФЗ, видимо, комиссии будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
— По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость — вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости.
— Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ.


iptg.ru

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

Оспорить кадастровую стоимость потребуется в случае необоснованного завышения параметров.

Если установленные показатели кажутся неправильными, то стоит приступать к активным действиям.

Зачем нужно выполнять оспаривание результатов определения кадастровой стоимости?

Одна из основных причин – исходя из КС происходит расчет налога на имущество. Чем больше параметр, тем выше будут сборы в пользу государства. Если вы не хотите переплатить, то нужно добиться снижения.

Устанавливается кадастровая стоимость здания и других объектов через определенные промежутки времени. КС заносится в специальные базы и используется для различных операций.

Периодически происходит обновление информации. Повторно устанавливается кадастровая стоимость здания, чтобы поддерживать актуальность данных. Промежутки определяются для объектов в соответствии с действующими правилами.

В последнее время все чаще возникают факты завышения данных. Отличия могут быть в несколько раз в сравнении с рыночной ценой. Ситуация требует вмешательства государства для реформирования сферы.

Если вы тоже столкнулись с подобной проблемой, то нужно осуществить оспаривание результатов определения кадастровой стоимости. Как провести данную процедуру и на какие факторы обратить внимание?

Как происходит оспаривание результатов кадастровой стоимости?

Оспорить кадастровую стоимость можно в течение шести месяцев. Если собственник не уложился в указанный период, то проведение процедуры недоступно. Придется ждать следующей оценки и оплачивать повышенные налоги.

Поэтому после установления КС необходимо обратиться к базе на сайте Росресстра. Проверьте внесенные параметры и их соответствие рыночной цене. Если наблюдается завышение, то нужно действовать.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде должны быть основания. Среди них:

  • Использование неправильных данных во время процедуры.
  • Допущение ошибок при ее проведении.
  • Выявление фактов завышения.
  • Не были учтены все нюансы при проведении.
  • Данные серьезно расходятся с реальными параметрами.
  • Произошло искажение информации по различным причинам.
  • Намеренное предоставление недо

www.advokatservis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *