Метод термоса при бетонировании – Метод термоса

Содержание

особенности добавок, критическая прочность бетона




Проблема строительства в зимнее время для нашей страны всегда была актуальной. Проведение бетонных работ в холодное время требует особого подхода. В серьезных строительных компаниях инженеры составляют специальный проект для производства работ или ППР на зимнее бетонирование. Мы же попытаемся рассказать о тонкостях этого процесса более доступным языком.

Фото зимней заливки.

В чем суть проблемы

Изначально следует отметить, что календарное наступление зимы к строительным работам имеет косвенное отношение. Согласно СНиП 3.03.01, холодный сезон наступает при понижении среднесуточной температуры до +5ºС и вероятностью кратковременных заморозков в ночное время суток.

Теперь давайте рассмотрим, чем же опасна для свежей бетонной заливки пониженная температура.

В качестве ориентира принимается оптимальная для застывания массива температура в +20 ºС.

  • При такой температуре, монолит набирает заданную прочность в 70% за 5 – 7 суток, условно считается неделя. При понижении температуры до +5 ºС процессы твердения в бетоне замедляются и та же прочность набирается за 3 – 4 недели.
  • Как известно, катализатором большинства химических реакций является повышенная температура. Процесс бетонирования не является здесь исключением.
  • Так, например, на заводах по производству ЖБИ, в технологическом процессе обязательно используется пропаривание, когда изделие помещается в паровую камеру с температурой 70 – 80 ºС и повышенной влажностью. В результате, пресловутые 70% набираются за 8 – 24 часа.
  • Но если при температурах близких к 0 ºС процесс гидратации в растворе только замедляется, то при замораживании он вообще останавливается. Причина проста и известна из школьной программы, вода замерзает и реакция прекращается. Вода, в жидком ее состоянии, является обязательным условием, при котором способен образовываться цементный камень и соответственно созревать бетон.
  • Согласно существующим строительным нормам, при +20 ºС, регламент на полный набор прочности монолита составляет 28 суток. В зимний период инструкция по заливке может сильно отличаться от традиционной. В настоящее время существует несколько путей для решения этой проблемы.

Влияние температуры на набор прочности.

Важно: принято считать, что критическая прочность бетона при зимнем бетонировании составляет не менее 50%.
Иными словами, если монолит наберет крепость в 50% или более и после этого замерзнет, то при оттаивании процессы созревания в нем продолжаться, без потери качества.
В противном случае характеристики бетона могут значительно поменяться в худшую сторону.

Распространенные пути решения проблемы

Как известно данная проблема существует с момента появления самого бетона, и решить ее пытались всегда. Современные методы зимнего бетонирования развиваются по нескольким направлениям.

Выбор способа защиты монолита.

Теплый раствор

При разумном подходе начинать следует с приготовления раствора, потому как температуру легче сохранить, чем впоследствии заново разогревать монолит.

  • Распространенной ошибкой неопытных строителей является использование для приготовления раствора кипятка. В этом случае состав просто «заваривается».
  • Оптимальная температура воды для приготовления теплого раствора 60 — 70ºС. Для некоторых видов портландцемента и быстротвердеющего цемента может использоваться вода с температурой +80ºС. Остальные составляющие также следует разогреть примерно до такой же температуры.
  • Важным моментом здесь является технология замешивания раствора. Если в теплое время года все ингредиенты засыпаются в наполненную водой бетономешалку одновременно. То в зимнее время, при загрузке своими руками, после того как вы залили теплую воду, в нее засыпается щебень или иной крупный наполнитель и делается несколько оборотов. Только после этого можно добавлять цемент, песок и доводить раствор до нужной кондиции.

Схема газовой пушки для обогрева.

Совет: в холодное время года, время вымешивания раствора в бетономешалке рекомендуется увеличить минимум на четверть.

  • Приготовить теплый состав правильно это конечно важно, но не менее важно его быстро доставить на стройку. Сейчас для этой цели применяются современные машины, оборудованные электрическим или газовым подогревом изнутри. Некоторые компании монтируют мини-заводы ЖБИ непосредственно на стройке.

Метод термоса

Утепленная опалубка.

  • Порядка 50 лет назад гениальный Советский ученый И.А.Кириенко разработал метод термоса при зимнем бетонировании. Несмотря на столь преклонный возраст, данная технология с успехом используется до сего дня.
  • Суть технологии заключается в обустройстве особой опалубки из теплоизоляционных материалов. В классическом варианте в теплоизолированную опалубку заливается раствор и по возможности герметизируется. Процесс гидратации цемента сопровождается активным тепловыделением и за счет выделенного тепла монолит дозревает.
  • Но на протяжении длительного времени технология совершенствовалась и в настоящий момент в специальную опалубку для бетона заливается предварительно разогретый состав. Плюс в него добавляются специальные присадки активизирующие процесс теплоотдачи. Замечено, что самое высокое выделение тепла в быстротвердеющих составах, например в портландцементе.
  • Кроме этого появился так называемый метод горячего термоса. Суть его в том, что раствор на короткое время доводят до температуры порядка 70ºС, после чего заливают в термоопалубку, оборудованную электроподогревом, и уплотняют. В результате за короткое время, до 3 суток, бетон созревает на 70%.

Электрические методы обогрева

Промышленный тепловентилятор.

  • На данный момент бетонирование в зимнее время с обогревом разного рода электроприборами получило широкое распространение. Этому способствует относительно небольшая энергоемкость, а также доступность и простота метода.
  • Хотя здесь есть один существенный минус, не каждый хозяин может позволить себе приобрести соответствующей мощности трансформатор и сопутствующую аппаратуру к нему.
  • Чаще всего к электродам различной конфигурации подводится напряжение, а сам бетонный монолит выступает как большое сопротивление, благодаря чему нагревается. Самыми эффективными для этого считаются пластинчатые электроды, которые закрепляются непосредственно на опалубку.

Трансформатор для прогрева.

  • Также распространен способ подведения напряжения к арматурному каркасу, где он исполняет роль индукционной катушки или натягивание нескольких нагревающих нитей внутри монолита.
  • В последние несколько лет широкое распространение получил разогрев разного рода конструкций, в том числе и бетонных, при помощи инфракрасного излучения. Цена на инфракрасные лампы невелика, плюс энергии они потребляют намного меньше, нежели традиционные обогреватели. Достаточно защитить конструкцию от ветра и желательно покрасить в черный цвет.

Электрическое одеяло для монолита.

Сооружение тепляков

В прошлом этот метод был самым распространенным.

Но, несмотря на появление множества новых технологий, он по-прежнему пользуется большой популярностью.

  • Технологию смело можно назвать самой простой, суть ее в том, что вокруг залитого монолита сооружается каркас и закрывается техническим полиэтиленом или брезентом.
  • После чего в такую палатку устанавливается электрическая или газовая тепловая пушка и нагнетается горячий воздух. С точки зрения энергоемкости способ едва ли не самый затратный. В настоящее время он больше используется для обогрева конструкций в закрытых, не отапливаемых зданиях, новостройках.

Принцип действия парогенератора.

Важно: таким образом можно легко организовать пропаривание конструкции, что на порядок ускорит сроки созревания бетона, но для этого вам понадобится парогенератор.
Плюс могут возникнуть проблемы с замерзанием конденсата вытекающего из-под тепляка.

Морозостойкие добавки в раствор

Присадка для раствора.

Среди специалистов данный метод носит название холодного бетонирования. Как говорилось ранее, без воды гидратация цемента невозможна. Но, кроме того что воду можно разогреть, еще можно использовать добавки для зимнего бетонирования которые снизят температуру замерзания воды и ускорят процессы созревания монолита.

На рынке в данный момент присутствуют 3 направления создания подобного рода присадок.

Мы не беремся утверждать, что какие-то из них лучше или хуже, просто каждое направление разрабатывалось для узко определенных целей.

  1. Данная группа призвана слегка ускорять или замедлять процессы созревания раствора. Больше всего в ней применяются разного рода электролиты, но встречаются и многоатомные спирты, карбамиды и органические составы.

Важно: электролитические присадки запрещено использовать при создании фундаментов под электроприборы или электропроводные конструкции.
В виду их повышенной электропроводности и наличия вихревых токов.

Сухие присадки.

  1. Следующая группа ориентирована на усиление антифризных качеств состава, она значительно ускоряет процессы схватывания и созревания раствора. Широкое распространение здесь получили соединения и производные от хлорида кальция.
  2. В данной группе антифризные свойства выделены меньше, но она значительно ускоряет процессы созревания. Отличительной особенностью здесь является то, что эти добавки способствует увеличению температуры раствора, что нашло свое применение при использовании «термоса».

Распространенные присадки

Монокарбоновая соль.

  • Из-за приемлемой стоимости и простоты использования, наиболее распространенным в данной нише считается «Поташ». Это не что иное, как некоторые виды солей монокарбоновой кислоты. Они хороши еще тем, что при условии правильного дозирования можно делать составы выдерживающие температуру до -30 ºС.
  • Но в этом случае нужно строго соблюдать пропорции и помнить, что больше не значит лучше, при усилении одних свойств раствора вы можете понизить другие.
  • Крупные строительные организации, при возведении новостроек часто используют нитрит натрия. Цена здесь также вполне доступна, но для его применения нужно обладать определенными профессиональными знаниями. Дело в том, что данный состав легко воспламеняется, плюс при контакте с пластификаторами может активно выделять токсичные газы. Сам он также обладает резким запахом.
  • Нитрит натрия показывает самые лучшие результаты в быстротвердеющих растворах, основанных на портландцементе или шлакопортландцементе.

Упаковка с нитритом натрия.

Важно: специалисты категорически не рекомендуют использовать нитрит натрия для глиноземных видов цемента.

  • Присадки типа морозо-пласт или морозо-бет, относятся к составам с комплексным действием. Кроме увеличения коэффициента морозостойкости, они придают раствору хорошую пластичность и прочие полезные качества.

Какие могут быть последствия

Зачастую иногда бывает так, что во второй половине осени приходят заморозки на несколько дней и дальше стоит теплая погода еще целый месяц. Если вы не успели утеплить монолит и его, все-таки прихватило, не отчаивайтесь.

Глубоко бетон не промерзнет, изнутри монолит будет подогреваться естественным путем, а кратковременное замораживание верхних слоев большого вреда не нанесет.

  • Естественно при подмораживании будет иметь место незначительная потеря прочности по сравнению с лабораторными характеристиками, но наши растворы, как правило, на это рассчитаны.
  • В свежем растворе вода является самым легким компонентом и по всем законам физики поднимается вверх, особенно это характерно для составов, которые дополнительно разбавлялись водой. В этом случае кратковременное замораживание будет даже полезно. Впоследствии монолит облупится как старая краска, пыль обметается и все.
  • В случае, когда время все же упущено, ударили крепкие морозы и потепление предвидится только весной, попытайтесь спасти то, что можно. Мы рекомендуем укутать бетон полиэтиленом, это спасет от снега и ветров.
  • Весной, когда снег начнет таить и оттепели снова начнут чередоваться с ночными заморозками, укрытый монолит сохранится, и не будет дополнительно напитываться водой и разрушаться. Конечно проектной крепости вы уже не получите, но потери могут быть не настолько болезненны.

Прогрев бетона.

Важно: резка железобетона алмазными кругами, равно как и алмазное бурение отверстий в бетоне в подмороженном массиве не рекомендуется, нужно дать бетону полностью созреть и только после этого производить все дальнейшие работы.

На видео в этой статье показаны нюансы зимнего бетонирования.

Вывод

Зачастую особенности зимнего бетонирования заключаются в комплексном подходе. Мы перечислили вам наиболее распространенные мероприятия по защите массива в холодное время. Но специалисты не рекомендуют, не надеяться только на один способ.

Так, например, противоморозные добавки для бетонных конструкций — вещь хорошая, но при чрезмерном употреблении они могут повредить. Поэтому разумно будет сочетать их с методом термоса и каким-либо видом электрического подогрева.

Утепленный фундамент.


masterabetona.ru

Бетонирование в зимних условиях: метод «термоса», прогрев

В случае если нужно провести бетонирование в условиях зимы, то основной проблемой становятся низкие температуры, в следствии которых происходит замерзание стройматериалов. По СНиПу 3.03.1 зимними условиями бетонирования являются температуры ниже 5 градусов Цельсия.

Особенности работ в зимний период

Все технологии, используемые при бетонировании в условиях низких температур, призваны не допустить это замерзание.Возможно указать 2 главные изюминки, каковые делают процесс укладки бетона, при низких температурах, достаточно сложным.

Это:

  • Замерзание воды в цементных порах. Замёрзшая вода расширяется, что ведет к повышению внутреннего давления. Это делает бетон менее прочным. Кроме всего этого, около заполнителей смогут формироваться ледяные плёнки, что со своей стороны ведет к нарушению связи между компонентами смеси.
  • Гидратация цемента замедляется при низких температурах, а это значит, что сроки по комплекту твёрдости бетоном очень сильно возрастают.

Обратите внимание! Бетон набирает в районе 70% проектной прочности за чемь дней при температуре воздуха в 20 градусов. В зимних условиях, данный срок может составить 3-4 недели.

Замерзание воды

направляться более детально остановиться на таком серьёзном факторе, как замерзание воды. Громадное значение для прочности всей конструкции имеет срок, в то время, когда замёрзла вода. Существует прямая зависимость: чем в более раннем возрасте бетона случилось замерзание, тем более хрупким будет бетон.

Период,

blog-oremonte.ru

Бетонирование на частном участке зимой. Прогрев бетона – основные способы. Способ термоса

Прогрев бетона необходим для предотвращения кристаллизации воды. Причин целый ряд, некоторые из них:

  • Цементное вяжущее в реакцию со льдом не вступит и цементный камень не образуется, и результат необратим — после оттаивания вместо бетонной конструкции получится непрочный конгломерат из заполнителей и непрореагировавшего цемента.
  • В случае, когда бетонная смесь будет остывать медленнее и гидратация начнется, но вода кристаллизуется до образования структуры бетона достаточной прочности: эта структура будет разрушена водой, которая при замерзании увеличивается в объеме на 9%. После оттаивания возможно дальнейшее схватывание и частичный набор марочной прочности, в ряде случаев недостаточный.
  • При температуре бетонной смеси около ноля схватывание практически прекращается. При повышении температуры реакция начинается заново, но в массе бетона будут пустоты, набор прочности будет проходить медленно и, наиболее вероятно, не достигнет необходимых по проекту показателей.
  • При колебаниях суточных температур в первые трое суток после заливки, даже при бетонировании в теплую погоду – набор прочности будет замедлен и к 28-суточному возрасту прочность конструкции все еще недостаточна, чтобы ее нагружать (начинать кладку стен, работы на перекрытии т.п.).

Бетонируемой конструкции для набора прочности необходимы условия: температура +20-25⁰С и влажность в течении 28 суток. Особенно важно создать эти условия в первые трое суток твердения бетона. После семи суток твердения в нормальных условиях фатальным для бетона может стать только полное промораживание. Снижение температуры даже до ноля градусов, особенно кратковременное, приведет лишь к снижению итоговой прочности. В расчете на возможность такого форс-мажора зимой принимают марку бетона на две-три позиции выше. Но получить надежную бетонную конструкцию проектной прочности возможно только одним способом – создать оптимальные условия для твердения в течении 28 суток, и зимой в районах с холодным климатом без применения искусственного прогрева бетона такой возможности нет.

Основные методы прогрева, применяемые в индивидуальном строительстве:

  1. Термос – применение утепленных и/или греющих опалубок, теплоизоляция поверхностей бетона
  2. Термос с антиморозными добавками и/или модификаторами-ускорителями твердения
  3. Замес бетона на горячей воде и прогретых мелком и крупном заполнителях
  4. Обогрев воздуха вокруг забетонированной конструкции тепловыми пушками, калориферами и т.д. с устройством ветрозащиты – палатки, шатра, строительного полога
  5. Обогрев инфракрасный. Освещается и нагревается не окружающий воздух, а бетонные поверхности, труднодоступные стыки и закладные металлические детали, иногда армокаркас — как при солнечном обогреве
  6. Электропрогрев электродный – нагревом арматурного каркаса конструкции, нагревом электродов различных форм и типов, установленных в бетон и на его поверхностях. Пропуская электрический ток через электроды или армокаркас, добиваются прогрева бетона по всему объему
  7. Электропрогрев нагревательными проводами – так же, как и электродный, требует расчета для определения необходимого метража провода и оптимальной схемы его укладки в тело бетонной конструкции
  8. Электропрогрев индукционный – используется выделение тепла внутри электромагнитного контура. Вихревые токи разогревают арматуру и закладные детали в конструкции, а бетон получает тепло от армокаркаса. Метод для колонн, стоек и подобных элементов, у которых длина превышает размер сечения. Имеет смысл только для конструкций с густым армированием (коэффициент армирования больше 0,5)

Введение в бетон противоморозных добавок и ускорителей/замедлителей твердения не является способом зимнего бетонирования, поскольку ни одна химическая добавка не спасет бетон от промораживания в условиях зимы в районах средней полосы. Противоморозные добавки применять зимой нужно обязательно – от бюджетного «подсаливания» обычным хлоридом натрия или поташем, или нитритом натрия, до комплексных дорогих модификаторов, способных оптимизировать реологию смеси даже при неблагоприятных условиях. «Солить» следует в меру, поскольку некоторые соли способствуют коррозии арматуры и на будущую прочность бетона влияют негативно. Современные добавки в бетон имеют комплексный состав: вместе с веществами, понижающими точку замерзания воды и ускорителями твердения, в модификаторы входят присадки для увеличения прочности и морозостойкости бетона, пластификаторы и воздухововлекающие добавки. Применяют добавки в бетон строго по инструкции, а выбор их достаточно сложен и зависит от вида и класса бетона, вида, размеров и нагрузок на конструкцию, условий работы конструкции и др.

Термос

Теплоизоляция конструкции с целью предотвратить потери внутреннего тепла через поверхности, соприкасающиеся с холодным воздухом и опалубкой; использование внутреннего тепла бетона и экзотермии гидратации. Способ термоса особенно эффективен для массивных конструкций с модулем поверхности до 4-6 (отношение поверхности, через которую бетон отдает тепло, к общему объему элемента).

Чтобы создать термос для бетона, недостаточно прикрыть его сверху в опалубке теплоизоляционным материалом. Этот вариант – не для морозов, а для создания бетону нормальных условий при погоде с резкими колебаниями дневных и ночных температур, жаре от +30⁰С, холодном ветре или просто нестабильной осенней и весенней погоде. Конструкцию укрывают пологами, утепляющим рулонным или засыпным материалом – опилками, шлаком. Цель – сгладить колебания температур в пределах +10-30⁰С.

Метод термоса состоит в выдержке конструкции в оптимальном тепле до достижения нужной по проекту прочности, вплоть до распалубки. Для этого применяют утеплители и греющие опалубки. Греющую, или термоактивную опалубку применяют при бетонировании фундаментов ленточных и плитных, перекрытий, стен. Эффективны греющие опалубки при морозах не сильнее -25⁰С, причем без охлаждения, а при непрерывном бетонировании, быстрой укладке и уплотнении бетонной смеси. Опалубка может быть как несъемной, так и обычной мелкощитовой, иногда организуют прогрев и крупных опалубочных щитов. В качестве нагревательных элементов применяют стальную сетку, провода и кабели, различные их комбинации.

Перед тем как начать укладку бетона, прогревают опалубку и основание до +20⁰С. При заливке и уплотнении нагрев усиливают до +30-55⁰С. Нужно учитывать температуру укладываемой смеси, поскольку бетон, имеющий температуру от +40⁰С, быстро схватывается и имеет меньшую подвижность. Укладывать теплый бетон следует быстро. Утеплители можно применять самые разные, по месту – деревянные доски, проложенные толем или рубероидом, фанерные листы с прокладкой пенопластом, толстый гофрокартон, вату и шлаковату, засыпку стружкой или древесными опилками. Но более эффективны не продуваемые мягкие утеплители с водоотталкивающими покрытиями. Особое внимание при изоляции уделяют конструкциям переменного сечения, тонким элементам, углам и другим быстро остывающим частям – их утепляют в первую очередь. По ситуации – иногда выступающие элементы и стыки перед теплоизоляцией дополнительно быстро прогревают инфракрасным методом, например газовой горелкой.

Способ выдерживания бетона термосом прост и достаточно экономичен, и в полной мере позволяет использовать немалое внутреннее тепло бетона — экзотермию реакции гидратации. Больше всего подходит термос для конструкций с модулем поверхности до 8, при условии изготовления бетонных смесей на портланцементах средней активности. Высокоактивный быстротвердеющий цемент или введение в бетонную смесь модификаторов-ускорителей твердения дают возможность эффективно выдерживать термосом конструкции, имеющие модуль поверхности от 10 и выше, максимум до 15.

Строго говоря, для правильного и экономичного термоса нужен теплотехнический расчет по каждой конструкции. На частной стройке в основном приходится применять прогрев «с запасом».

Греющие опалубки можно комбинировать с электродным прогревом бетона и прогревом нагревательными проводами. В бетон добавляют антиморозные добавки и модификаторы для ускорения набора прочности. Бетонную смесь, которую готовят на участке в бетономешалке, возможно замешивать на горячей воде – до +90⁰С и прогретых до +50-70⁰С заполнителях. Какие меры комбинировать – решается индивидуально и зависит от специфики местных условий, от возможностей стройки и конечно, от бетона – его вида, класса, условий работы будущей бетонной конструкции.

Инфракрасный обогрев

Инфракрасные, или тепловые лучи, нагревают бетонную конструкцию мягко и медленно, преградой для них являются только металлические детали. На больших стройках применяют усиленные термоматы, инфракрасные промышленные установки. В условиях частной стройки применить термоматы для бетонирования фундаментной плиты дорого, но технически оправдано – для прогрева большой ровной горизонтальной поверхности термоматы эффективны даже более, чем электроды.

«Замороженный» армокаркас, установленный в опалубку, а также металлические закладные детали, сальники и т.п., перед бетонированием прогревают на частной стройке чаще всего газовыми горелками. Тепловыми лучами от газовой горелки можно прогреть стыки и участки конструкции, труднодоступные для теплоизоляции. КПД у горелок высокий – от 90%, и применяют данный метод прогрева бетона на частных стройках довольно часто.

Тепловой обогрев с укрытием

Довольно простая и эффективная, но неэкономичная технология. Устраивается укрытие – в виде не продуваемого шатра, палатки, полога или любого удобного купола, и устанавливается тепловая пушка. Дело трудоемкое и следить нужно постоянно — этот способ считают «дедовским», но для обогрева бетона на небольших стройках успешно применяют и в нашей современности. Хороший плюс этой «методики» тот, что можно греть без электроэнергии — автономной тепловой пушкой, чаще всего дизельной. Если сеть 220В недоступна, то данный вариант может стать беспроигрышным.

Каким бы способом не обеспечивалось бетону тепло в зимние морозы, одно из главных условий успеха – постоянный контроль. Температура бетона должна быть всегда плюсовая, оптимально +20-25⁰С, но ни в коем случае не выше, чем +45-50⁰С. Слишком высокие температуры не менее опасны для бетона, чем мороз. Колебания температур бетона на частной стройке есть всегда, и нагрев бетона происходит с разной скоростью, так же, как и его остывание. Предел этой скорости – 10 градусов за один час, и это тоже необходимо отслеживать, чтобы получить конструкцию проектной прочности.

stroyfora.ru

4. Метод термоса

Заранее нагретую
бетонную смесь уложенный в зимних
условиях, выдерживают преимущественно
методом термоса, основанным на применении
утепленной опалубки с устройством
сверху защитного слоя. Бетонную смесь
температурой 20—80 0С укладывают
в утепленную опалубку, а открытые
поверхности защищают от охлаждения.
Обогревать ее при этом не требуется,
так как количество теплоты, внесенных
в смесь при приготовлении, а также
выделяющиеся в результате физико-химических
процессов взаимодействия цемента с
водой (экзотермии), достаточно для ее
твердения и набора критической прочности.
При проектировании термосного выдерживания
бетона подбирают тип опалубки и степень
ее утепления. Сущность метода термоса
состоит в том, чтобы бетон, остывая до
00С, смог за это время набрать
критическую прочность. Учитывая это,
назначают толщину и вид утеплителя
опалубки. Утепление опалубки выполняют
без зазоров и щелей, особенно в местах
стыкования теплоизоляции. Для уменьшения
продуваемости опалубки и предохранения
ее от увлажнения по обшивке прокладывают
слой толи.

В качестве защитного
слоя применяют толь, картон, фанеру,
соломит, по которым могут быть уложены
опилки, шлак, шлаковойлок, стекловата.
Опалубка может быть двойной, тогда
промежутки между ее щитами засыпают
опилками, шлаком или заполняют минеральной
ватой, пенопластом.

Опалубку из
железобетонных плит утепляют с наружной
стороны, навешивая на них маты. Поверхность,
соприкасающуюся с бетоном, перед началом
бетонирования обязательно прогревают.
По окончании бетонирования немедленно
утепляют верхние открытые поверхности,
при этом теплотехнические свойства
этого утеплителя (покрытия) должны быть
не ниже, чем у основных элементов
опалубки.

Опалубку и утеплитель
демонтируют по достижении бетоном
критической прочности. Поверхности
распалубленной конструкции ограждают
от резкого перепада температур во
избежание образования трещин.

Метод термоса
применяют при бетонировании массивных
конструкций. Степень массивности
оценивают модулем поверхности Мn=F/V, где
F- площадь суммарной охлаждаемой
поверхности конструкции, м2; V-
объем конструкции, м3 .

Конструкция
считается массивной при Мn < 6, средней
массивности при Мn=6…9 и ажурной при
Мn>9.

При определении
Мn не учитывается площадь поверхностей
конструкций, соприкасающихся с талым
грунтом, хорошо прогретой бетонной
поверхностью или каменной кладкой. Для
длинномерных изделий и конструкций
(например, колон, ригелей, балок) Мn
определяют отношением периметра их
поперечного сечения к его площади.

Метод термоса
применяют для конструкций с Мn < 6, а
при предварительном разогреве бетона
до 60…800C – с Мn=8…10.

5.Электропрогрев бетонной смеси в конструкциях.

Способ электропрогрева
бетона в конструкциях основан на
использовании выделяемой теплоты при
прохождении через него электрического
тока. Для подведения напряжения используют
электроды различной конструкции и
формы. В зависимости от расположения
электродов прогрев подразделяют на
сквозной и периферийный. При сквозном
прогреве электроды располагают по всему
сечению, а при периферийном – по наружной
поверхности конструкций. Во избежание
отложения солей на электродах постоянный
ток использовать запрещается.

Для сквозного
прогрева колонн, балок, стен и других
конструкций, возводимых в деревянной
опалубке, применяют стержневые электроды,
которые изготовляют из отрезков
арматурной стали диаметром до 6мм с
заостренным концом. Для установки
электродов высверливают отверстия в
одном из щитов опалубки таким образом,
чтобы электроды не соприкасались с
арматурой каркаса. Затем вставляют
электрод и ударом молотка фиксируют
его в противоположном щите. Расстояние
между электродами по горизонтали и
вертикали принимают по расчету. Затем
осуществляют их коммутацию.

Для периферийного
прогрева при слабом армировании и когда
исключен контакт арматурой применяют
плавающие электроды в виде замкнутой
петли. При прогреве плоских конструкций
(например, подготовка под полы, дорожные
покрытия, ребристые плиты) применяют
пластинчатые электроды.

В качестве плавающих
электродов применяют полосовую сталь
толщиной 3…5, шириной 30…50 мм. Расстояние
между ними определяют расчетом. Электроды
должны контактировать с бетоном и могут
быть несколько утоплены в него. Между
ними и бетоном не должно быть зазора.
Для этого их нагружают токонепроводящими
материалами (досками, кирпичами), сами
электроды должны быть без искривлений
и перегибов.

Нашивные электроды,
так же как и плавающие, относятся к
элементам периферийного прогрева. Их
производят из круглой арматурной стали
или металлических пластин толщиной 2…3
мм. Электроды нашивают на щиты опалубки,
а концы загибают под углом 90 0и
выводят наружу. После установки опалубки
производят коммутацию электродов.
Необходимо помнить, что электроды не
должны иметь контакта с арматурой
конструкции во избегания короткого
замыкания. Поэтому при установки
арматурных каркасов используют
пластмассовые прокладки и фиксаторы,
которые обеспечивают заданную толщину
защитного слоя и предотвращают контакт
с электродами.

При изготовлении
длинномерных конструкций (колонн,
ригелей, балок, свай) используют струнные
электроды. Выполняют их из гладкой
арматурной стали диаметром 4…6 мм.
Располагают в центральной части сечения
конструкции. Концы электродов отгибают
под углом 900и выводят через
отверстия в опалубке для подключения
коммутирующих проводов.

При периферийном
прогреве массивных конструкций, а также
элементов зданий малой массивности
(стен, резервуаров, ленточных фундаментов)
в качестве электродов используют
металлические щиты опалубки и арматуру
конструкции. В первом случае используют
однофазный ток: первую фазу подключают
к щитам опалубки, а нулевую- к арматурному
каркасу. Во втором случае арматурный
каркас не подключают к сети, а каждый
элемент опалубки присоединяют к одной
из трех фаз. Изоляторами между щитами
опалубки служат деревянные брусья.

Способы
установки электродов и области их
применения.

Таблица
10.3.

Тип
элект-родов

Материал

Способ
установки в конструкции

Область
применения

Примеча-ние

Стержне-вые

Круглая
сталь – стержни диаметром 6…10 мм

Закладывают
через отверстие в опалубочных щитах
или с открытой стороны бетона

Электропрог-рев
конструк-ций толщи-ной не менее 15 см

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Струнные

Круглая
сталь – стержни диаметром 8…12 мм

Устанавливают
вдоль оси конструкции

Электропрог-рев
слабоар-мированных конструкций

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Нашивные

Круглая
сталь – стержни диаметром 6…10 мм

Укрепляют
на вертикальных щитах опалубки с
внутренней стороны через 10…20 см

Не
ограничено

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Полосовые

Листовая
сталь – полосы, полосовая сталь, полосы
толщиной 3 мм

Укрепляют
на горизонтальных щитах опалубки,
которые укладывают на бетон

Электропро-грев
плит

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Плаваю-щие

Круглая
сталь – стержни диаметром более 12 мм

Устанавливают
в свежеотформованный бетон на 2…3 см

Не
ограничено

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Для получения
высокого качества железобетона строго
соблюдают температурный режим прогрева,
который разделяют на три стадии:

1.
Подъем температуры бетона. Скорость
подъема зависит от модуля поверхности:

Мn…………………………
2…6 6…9 9…15

Скорость
подъема С0/ч 8 10 15

2.
Изотермический прогрев. На этой стадии
в бетоне поддерживают заданную
температуру. Продолжительность стадии
зависит от вида конструкции (прогревают
до получения необходимой прочности
бетона). Чаще всего на стадии изотермического
прогрева достигают критическую прочность
бетона.

3.
Остывание конструкций. При остывании
до 0 0С бетон продолжает набирать
прочность, что особенно важно при
бетонировании массивных конструкций.

Для конструкций
с Мn = 6…9 применяют режим, при котором
к моменту остывания бетон должен набрать
прочность не менее критической. Для
конструкций с Мn = 9…15 режим такой же, но
в конце изотермического прогрева бетон
должен набрать не менее 50% прочности.
Этим обстоятельством определяется
время изотермического прогрева. При
изготовлении предварительно напряженных
конструкций к моменту окончания
изотермического прогрева прочность
бетона должна быть не менее 80%.

Нарушение
технологического режима электропрогрева
может привести к пережогу бетона в
результате перегрева бетонной смеси
выше 100 0С, недостаточному набору
прочности, образованию трещин в результате
неоднородности температурного поля.

Температура
разогрева бетона зависит от конструкции
и вида цемента

Максимально
допускаемые температуры бетона, 0С, при
электропрогреве.

Таблица 3.3.2

Цемент

Mn

6…9

10…15

16…20

Шлакопортландцемент
и пуццолановый портландцемент

80

70

60

Портландцемент
и быстротвердеющий Портландцемент
(БТЦ)

70

65

55

Необходимую
температуру прогрева бетона получают
изменением напряжения, периодическим
отключением и включением всего прогрева
или части электродов. При электропрогреве
бетонных конструкций с помощью
контрольно-измерительных приборов
постоянно контролируют напряжение,
силу тока и температуру бетона. В первые
3ч прогрева температуру измеряют каждый
час, а затем- через 2…3 часа.

Скорость
остывания бетона также регулируют. Если
скорость остывания превысит допустимую,
в бетонной смеси возникнут температурные
напряжения, способные разрушить структуру
бетона или образовать в нем трещины.
Регулируют скорость остывания путем
правильного подбора теплоизоляции
опалубки.

Перед
началом бетонирования проверяют
правильность установки электродов и
их коммутацию, качество утепления
опалубки, определяют надежность контактов
электродов с токопроводящими проводами.

При
электропрогреве необходимо тщательно
выполнять требования электробезопасности
и охраны труда.

studfiles.net

4. Метод термоса

Заранее нагретую
бетонную смесь уложенный в зимних
условиях, выдерживают преимущественно
методом термоса, основанным на применении
утепленной опалубки с устройством
сверху защитного слоя. Бетонную смесь
температурой 20—80 0С укладывают
в утепленную опалубку, а открытые
поверхности защищают от охлаждения.
Обогревать ее при этом не требуется,
так как количество теплоты, внесенных
в смесь при приготовлении, а также
выделяющиеся в результате физико-химических
процессов взаимодействия цемента с
водой (экзотермии), достаточно для ее
твердения и набора критической прочности.
При проектировании термосного выдерживания
бетона подбирают тип опалубки и степень
ее утепления. Сущность метода термоса
состоит в том, чтобы бетон, остывая до
00С, смог за это время набрать
критическую прочность. Учитывая это,
назначают толщину и вид утеплителя
опалубки. Утепление опалубки выполняют
без зазоров и щелей, особенно в местах
стыкования теплоизоляции. Для уменьшения
продуваемости опалубки и предохранения
ее от увлажнения по обшивке прокладывают
слой толи.

В качестве защитного
слоя применяют толь, картон, фанеру,
соломит, по которым могут быть уложены
опилки, шлак, шлаковойлок, стекловата.
Опалубка может быть двойной, тогда
промежутки между ее щитами засыпают
опилками, шлаком или заполняют минеральной
ватой, пенопластом.

Опалубку из
железобетонных плит утепляют с наружной
стороны, навешивая на них маты. Поверхность,
соприкасающуюся с бетоном, перед началом
бетонирования обязательно прогревают.
По окончании бетонирования немедленно
утепляют верхние открытые поверхности,
при этом теплотехнические свойства
этого утеплителя (покрытия) должны быть
не ниже, чем у основных элементов
опалубки.

Опалубку и утеплитель
демонтируют по достижении бетоном
критической прочности. Поверхности
распалубленной конструкции ограждают
от резкого перепада температур во
избежание образования трещин.

Метод термоса
применяют при бетонировании массивных
конструкций. Степень массивности
оценивают модулем поверхности Мn=F/V, где
F- площадь суммарной охлаждаемой
поверхности конструкции, м2; V-
объем конструкции, м3 .

Конструкция
считается массивной при Мn < 6, средней
массивности при Мn=6…9 и ажурной при
Мn>9.

При определении
Мn не учитывается площадь поверхностей
конструкций, соприкасающихся с талым
грунтом, хорошо прогретой бетонной
поверхностью или каменной кладкой. Для
длинномерных изделий и конструкций
(например, колон, ригелей, балок) Мn
определяют отношением периметра их
поперечного сечения к его площади.

Метод термоса
применяют для конструкций с Мn < 6, а
при предварительном разогреве бетона
до 60…800C – с Мn=8…10.

5.Электропрогрев бетонной смеси в конструкциях.

Способ электропрогрева
бетона в конструкциях основан на
использовании выделяемой теплоты при
прохождении через него электрического
тока. Для подведения напряжения используют
электроды различной конструкции и
формы. В зависимости от расположения
электродов прогрев подразделяют на
сквозной и периферийный. При сквозном
прогреве электроды располагают по всему
сечению, а при периферийном – по наружной
поверхности конструкций. Во избежание
отложения солей на электродах постоянный
ток использовать запрещается.

Для сквозного
прогрева колонн, балок, стен и других
конструкций, возводимых в деревянной
опалубке, применяют стержневые электроды,
которые изготовляют из отрезков
арматурной стали диаметром до 6мм с
заостренным концом. Для установки
электродов высверливают отверстия в
одном из щитов опалубки таким образом,
чтобы электроды не соприкасались с
арматурой каркаса. Затем вставляют
электрод и ударом молотка фиксируют
его в противоположном щите. Расстояние
между электродами по горизонтали и
вертикали принимают по расчету. Затем
осуществляют их коммутацию.

Для периферийного
прогрева при слабом армировании и когда
исключен контакт арматурой применяют
плавающие электроды в виде замкнутой
петли. При прогреве плоских конструкций
(например, подготовка под полы, дорожные
покрытия, ребристые плиты) применяют
пластинчатые электроды.

В качестве плавающих
электродов применяют полосовую сталь
толщиной 3…5, шириной 30…50 мм. Расстояние
между ними определяют расчетом. Электроды
должны контактировать с бетоном и могут
быть несколько утоплены в него. Между
ними и бетоном не должно быть зазора.
Для этого их нагружают токонепроводящими
материалами (досками, кирпичами), сами
электроды должны быть без искривлений
и перегибов.

Нашивные электроды,
так же как и плавающие, относятся к
элементам периферийного прогрева. Их
производят из круглой арматурной стали
или металлических пластин толщиной 2…3
мм. Электроды нашивают на щиты опалубки,
а концы загибают под углом 90 0и
выводят наружу. После установки опалубки
производят коммутацию электродов.
Необходимо помнить, что электроды не
должны иметь контакта с арматурой
конструкции во избегания короткого
замыкания. Поэтому при установки
арматурных каркасов используют
пластмассовые прокладки и фиксаторы,
которые обеспечивают заданную толщину
защитного слоя и предотвращают контакт
с электродами.

При изготовлении
длинномерных конструкций (колонн,
ригелей, балок, свай) используют струнные
электроды. Выполняют их из гладкой
арматурной стали диаметром 4…6 мм.
Располагают в центральной части сечения
конструкции. Концы электродов отгибают
под углом 900и выводят через
отверстия в опалубке для подключения
коммутирующих проводов.

При периферийном
прогреве массивных конструкций, а также
элементов зданий малой массивности
(стен, резервуаров, ленточных фундаментов)
в качестве электродов используют
металлические щиты опалубки и арматуру
конструкции. В первом случае используют
однофазный ток: первую фазу подключают
к щитам опалубки, а нулевую- к арматурному
каркасу. Во втором случае арматурный
каркас не подключают к сети, а каждый
элемент опалубки присоединяют к одной
из трех фаз. Изоляторами между щитами
опалубки служат деревянные брусья.

Однородность
температуры поля зависит от схемы
расположения электродов и расстояния
между ними. Чем ближе друг к другу
электроды и чем сильнее армирование
конструкции, тем больше будут температурные
перепады в твердеющем бетоне, в результате
чего режим твердения будет неоднородным
и качество бетона ухудшится. Поэтому в
каждом конкретном случае рассчитывают
схему расположения электродов с учетом
степени армирования конструкции. При
напряжении на электродах 50…60В расстояние
между электродами и арматурой должно
быть не менее 25мм, а при 70…85В – не менее
40мм.

Стержневые
электроды применяют, как правило, в виде
плоских групп, которые подключают к
одной фазе. При большой длине конструкций
вместо одного электрода устанавливают
два или три по длине. Допустимую длину
полосового, стержневого или струнного
электродов принимают путем расчета
минимальной потери напряжения по его
длине.

Способы
установки электродов и области их
применения.

Таблица
10.3.

Тип
элект-родов

Материал

Способ
установки в конструкции

Область
применения

Примеча-ние

Стержне-вые

Круглая
сталь – стержни диаметром 6…10 мм

Закладывают
через отверстие в опалубочных щитах
или с открытой стороны бетона

Электропрог-рев
конструк-ций толщи-ной не менее 15 см

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Струнные

Круглая
сталь – стержни диаметром 8…12 мм

Устанавливают
вдоль оси конструкции

Электропрог-рев
слабоар-мированных конструкций

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Нашивные

Круглая
сталь – стержни диаметром 6…10 мм

Укрепляют
на вертикальных щитах опалубки с
внутренней стороны через 10…20 см

Не
ограничено

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Полосовые

Листовая
сталь – полосы, полосовая сталь, полосы
толщиной 3 мм

Укрепляют
на горизонтальных щитах опалубки,
которые укладывают на бетон

Электропро-грев
плит

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Плаваю-щие

Круглая
сталь – стержни диаметром более 12 мм

Устанавливают
в свежеотформованный бетон на 2…3 см

Не
ограничено

Имеют
мно-горазовое использова-ние

Для получения
высокого качества железобетона строго
соблюдают температурный режим прогрева,
который разделяют на три стадии:

1.
Подъем температуры бетона. Скорость
подъема зависит от модуля поверхности:

Мn…………………………
2…6 6…9 9…15

Скорость
подъема С0/ч 8 10 15

2.
Изотермический прогрев. На этой стадии
в бетоне поддерживают заданную
температуру. Продолжительность стадии
зависит от вида конструкции (прогревают
до получения необходимой прочности
бетона). Чаще всего на стадии изотермического
прогрева достигают критическую прочность
бетона.

3.
Остывание конструкций. При остывании
до 0 0С бетон продолжает набирать
прочность, что особенно важно при
бетонировании массивных конструкций.

Для конструкций
с Мn = 6…9 применяют режим, при котором
к моменту остывания бетон должен набрать
прочность не менее критической. Для
конструкций с Мn = 9…15 режим такой же, но
в конце изотермического прогрева бетон
должен набрать не менее 50% прочности.
Этим обстоятельством определяется
время изотермического прогрева. При
изготовлении предварительно напряженных
конструкций к моменту окончания
изотермического прогрева прочность
бетона должна быть не менее 80%.

Нарушение
технологического режима электропрогрева
может привести к пережогу бетона в
результате перегрева бетонной смеси
выше 100 0С, недостаточному набору
прочности, образованию трещин в результате
неоднородности температурного поля.

Температура
разогрева бетона зависит от конструкции
и вида цемента

Максимально
допускаемые температуры бетона, 0С, при
электропрогреве.

Таблица 3.3.2

Цемент

Mn

6…9

10…15

16…20

Шлакопортландцемент
и пуццолановый портландцемент

80

70

60

Портландцемент
и быстротвердеющий Портландцемент
(БТЦ)

70

65

55

Максимальную
температуру прогрева более массивных
конструкций назначают из условия
получения равномерного температурного
поля и исключения в них высоких
термонапряжений.

Необходимую
температуру прогрева бетона получают
изменением напряжения, периодическим
отключением и включением всего прогрева
или части электродов. При электропрогреве
бетонных конструкций с помощью
контрольно-измерительных приборов
постоянно контролируют напряжение,
силу тока и температуру бетона. В первые
3ч прогрева температуру измеряют каждый
час, а затем- через 2…3 часа.

Скорость
остывания бетона также регулируют.

Допускаемая
скорость остывания бетонных конструкций.

Таблица
10.4

Конструкции

Mn

Скорость
остывания, 0С/ч

Бетонные

15…10

12

Слабоармированные
и железобетонные

8…6

5

Железобетонные

5…3

2…3

Средне-
и сильноармированные

8…15

Не
более 15

Если скорость
остывания превысит допустимую, в бетонной
смеси возникнут температурные напряжения,
способные разрушить структуру бетона
или образовать в нем трещины. Регулируют
скорость остывания путем правильного
подбора теплоизоляции опалубки.

Перед
началом бетонирования проверяют
правильность установки электродов и
их коммутацию, качество утепления
опалубки, определяют надежность контактов
электродов с токопроводящими проводами.

При
электропрогреве необходимо тщательно
выполнять требования электробезопасности
и охраны труда.

studfiles.net

Бетонирование в зимних условиях: методы, прогрев, добавки

При необходимости проведения зимнего бетонирования главной проблемой являются низкие температуры окружающей среды, которые приводят к замерзанию строительных материалов. Соответственно, технология бетонирования в зимних условиях направлена на предотвращение замерзания воды и других материалов.

Требования к зимнему бетонированию определяются СНиП 3.03.01, согласно которому зимними условиями считаются температуры ниже 5°С.

Особенности зимнего бетонирования

Существуют две важные причины, усложняющие процесс укладки бетона в зимой.

  • При низких температурах замедляется процесс гидратации цемента, что является причиной увеличения сроков набора твердости бетоном.

При температуре окружающей среды, равной 200С, в течение недели бетон набирает около 70% проектной прочности. При понижении температуры до 50С для набора такого уровня прочности потребуется времени в 3-4 раза больше.

  • Еще одним нежелательным процессом является развитие сил внутреннего давления, которые возникают из-за расширения замерзшей воды. Это явление приводит к разупрочнению бетона. Помимо этого, из замерзшей воды вокруг заполнителей образуются ледяные пленки, нарушающие связь между компонентами смеси.

При замерзании воды в порах твердеющей смеси развивается значительное давление, которое приводит к разрушению структуры неокрепшего бетона и снижению его прочностных характеристик.

Снижение прочности тем значительнее, чем в более раннем возрасте бетона замерзла вода. Наиболее опасным является период схватывания бетонной смеси. Если смесь замерзнет сразу после укладки ее в опалубку, то ее прочность при отрицательных температурах будет обусловлена только силами замерзания. При повышении температуры процесс гидратации цемента возобновится, но прочность такого бетона будет значительно уступать аналогичной характеристике материала, который не подвергался замораживанию.

Противостоять замораживанию без структурных разрушений может только тот бетон, который уже набрал определенное значение прочности. Важно соблюдать правило беспрерывной укладки бетона во избежание холодных швов.

В современном строительстве в мировой практике наиболее распространен способ зимнего бетонирования, когда бетонная смесь предохраняется от замерзания во время ее схватывания и набора определенной величины прочности, которая называется критической.

Под критической величиной прочности бетона принимают прочность, которая равна 50% от марочной. В конструкциях ответственного назначения бетон предохраняется от замерзания до достижения 70% от проектной прочности.

В современном строительстве применяют несколько способов бетонирования в зимний период:

  • использование добавок противоморозного действия;
  • укрытие бетонной смеси пленкой ПХВ и другими утеплителями;
  • электрический и инфракрасный прогрев бетона.

Вне зависимости от того, что вы строите, встаёт вопрос, какой бетон использовать для фундамента? Мы знаем, как выбрать марку в зависимости от типа объекта, нагрузки и характера грунта.

Основной закон прочности бетона, описанный здесь, позволяет грамотно спланировать строительные работы.

Самые популярные производители бетона, бетонных смесей и составляющих.

Применение добавок противоморозного действия

Технологически наиболее удобным и экономически выгодным методом проведения зимнего бетонирования является применение противоморозных добавок. Этот безобогревный способ гораздо дешевле бетонирования с предварительным ограждением и утеплением конструкции, прогрева электричеством и инфракрасными лучами.

Модификаторы противоморозного действия могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами подогрева.

Все существующие «зимние» добавки в бетон можно разделить на три основные группы.

  • К первой группе относят добавки, которые либо слабо ускоряют, либо слабо замедляют процессы схватывания и твердения смеси. Представители этого класса — сильные и слабые электролиты, неэлектролиты и составы органического происхождения — карбамид и многоатомные спирты.
  • Ко второй группе принадлежат модификаторы на основе хлорида кальция. Эти вещества имеют способность сильно ускорять процессы схватывания и твердения и обладают значительными антифризными свойствами.
  • В третью группу входят вещества, обладающие слабыми антифризными свойствами, но являющиеся сильными ускорителями схватывания и твердения с сильным тепловыделением сразу после заливки. Сфера применения этих добавок невелика, но они представляют интерес с научной точки зрения. К таким добавкам относятся трехвалентные сульфаты на основе алюминия и железа.

Мероприятия, увеличивающие эффективность применения противоморозных добавок

Противоморозные добавки выполняют важную роль — активируют процессы твердения смеси и снижают температуру замерзания жидкой фазы. Но для получения эффективного результата, наряду с использованием модификаторов, необходимо выполнять ряд сопутствующих мероприятий.

  • Созданию внутренней теплоты в бетонной смеси способствует предварительный подогрев ее компонентов.
  • После окончания укладки поверхность бетона необходимо утеплить матами, что позволит сохранить тепло, выделенное в результате экзотермической реакции цемента и воды, и сохранить условия, подходящие для твердения.
  • Зимой наиболее эффективно использовать портландцементы и высокомарочные быстротвердеющие цементы.

При зимнем бетонировании не рекомендуется использовать замерзшие заполнители.

  • При изготовлении бетонной смеси из подогретых компонентов применяют иной порядок загрузки всех элементов, чем в традиционных летних условиях, когда все сухие составляющие одновременно загружаются в заполненный водой барабан смесителя. Зимой, чтобы избежать заваривания цемента, сначала в барабан заливают воду, затем засыпают крупный заполнитель, а потом проворачивают барабан несколько оборотов и засыпают песок и цемент.

Продолжительность перемешивания компонентов в зимнее время должна быть увеличена примерно в полтора раза.

  • Транспортировка смеси должна осуществляться в утепленной машине, с двойным днищем, куда поступают отработанные газы. Места погрузки и выгрузки бетонной смеси необходимо изолировать от воздействия ветра, а средства подачи смеси — тщательно утеплить.
  • Опалубка и арматура должны быть очищены от снега и наледи, арматуру необходимо отогреть до положительной температуры.
  • Обязательное условие зимнего бетонирования — быстрые темпы его проведения.

Чем обусловлено использование противоморозных добавок в бетон и как их выбирать?.

Сертификат качества на бетон, который можно скачать по этой ссылке, содержит результаты тестирования бетона и основных его характеристик.

Хотите заказать бетонные работы? Узнайте тут, сколько они стоят.

Метод «термоса»

Технологически метод «термоса» осуществляется укладкой смеси положительной температуры в утепленную опалубку. Бетон набирает прочность благодаря начальному теплосодержанию и экзотермическому выделению при реакции гидратации цемента.

Максимальное тепловыделение обеспечивают портландцементы и высокомарочные цементы. Особо эффективен метод «термоса» в сочетании с противоморозными добавками.

Бетонирование методом «горячего термоса» заключается в кратковременном подогреве смеси до 60-800С, уплотнении ее в горячем состоянии и выдерживании в «термосе» или с применением дополнительного подогрева.

В условиях строительной площадки бетонную смесь разогревают с помощью электродов. Смесь выступает в цепи переменного электротока в роли сопротивления. Электропрогрев проводят в кузовах автосамосвалов или бадьях.

Способы искусственного нагрева и прогрева бетона

Сущность этого метода заключается в создании и дальнейшем поддержании температуры смеси при максимально допустимой величине, пока бетон не наберет требуемую прочность. Этот способ применяется в случаях, когда метода «термоса» оказывается недостаточно.

Существует несколько вариантов достижения требуемого результата:

  • Физический смысл электродного прогрева аналогичен выше описанному методу электродного разогрева смеси. В данном случае используется теплота, которая выделяется смесью при пропускании через нее электрического тока. Для подведения электротока к бетону применяют электроды нескольких типов: пластинчатые, струнные, полосовые, стержневые. Наиболее эффективными являются пластинчатые электроды, изготавливаемые из кровельной стали. Пластины нашивают на поверхность опалубки, непосредственно соприкасающуюся с бетоном, и подключают к разноименным фазам сети. Между противолежащими электродами происходит токообмен, в результате чего осуществляется нагрев всей бетонной конструкции.
  • Сущность контактного или кондуктивного нагрева заключается в использовании тепла, выделяемого в проводнике во время прохождения по нему электротока. Контактным способом теплота передается всем поверхностям бетонного элемента. От поверхностей тепло распространяется по всей конструкции.

Для контактного нагрева бетона используют термоактивные гибкие покрытия или термоактивные опалубки.

  • Способ инфракрасного нагрева основан на способности инфракрасных лучей при их поглощении телом трансформироваться в тепловую энергию. Теплота от излучателя к нагреваемому телу осуществляется моментально без использования переносчика тепла. В качестве генераторов инфракрасных волн используют кварцевые и трубчатые металлические излучатели. Инфракрасный нагрев применяется для отогрева арматуры, промороженных бетонных поверхностей, тепловой защиты уложенной бетонной смеси.
  • При индукционном нагреве используется теплота, которая выделяется в стальной опалубке или арматурных деталях и изделиях, расположенных в электромагнитном поле катушки-индуктора. Этот метод применяется с целью отогрева ранее выполненных бетонных конструкций при любой температуре окружающей среды и в любой опалубке.

Соблюдение рекомендаций по зимнему бетонированию позволит избежать утраты прочностных характеристик бетонных и железобетонных конструкций, выполненных при пониженных температурах наружного воздуха.

www.navigator-beton.ru

4. Метод термоса

Заранее
нагретую бетонную смесь уложенный в
зимних условиях, выдерживают преимущественно
методом термоса, основанным на применении
утепленной опалубки с устройством
сверху защитного слоя. Бетонную смесь
температурой 20—80 0С укладывают
в утепленную опалубку, а открытые
поверхности защищают от охлаждения.
Обогревать ее при этом не требуется,
так как количество теплоты, внесенных
в смесь при приготовлении, а также
выделяющиеся в результате физико-химических
процессов взаимодействия цемента с
водой (экзотермии), достаточно для ее
твердения и набора критической прочности.
При проектировании термосного выдерживания
бетона подбирают тип опалубки и степень
ее утепления. Сущность метода термоса
состоит в том, чтобы бетон, остывая до
00С, смог за это время набрать
критическую прочность. Учитывая это,
назначают толщину и вид утеплителя
опалубки. Утепление опалубки выполняют
без зазоров и щелей, особенно в местах
стыкования теплоизоляции. Для уменьшения
продуваемости опалубки и предохранения
ее от увлажнения по обшивке прокладывают
слой толи.

В
качестве защитного слоя применяют толь,
картон, фанеру, соломит, по которым могут
быть уложены опилки, шлак, шлаковойлок,
стекловата. Опалубка может быть двойной,
тогда промежутки между ее щитами засыпают
опилками, шлаком или заполняют минеральной
ватой, пенопластом.

Опалубку
из железобетонных плит утепляют с
наружной стороны, навешивая на них маты.
Поверхность, соприкасающуюся с бетоном,
перед началом бетонирования обязательно
прогревают. По окончании бетонирования
немедленно утепляют верхние открытые
поверхности, при этом теплотехнические
свойства этого утеплителя (покрытия)
должны быть не ниже, чем у основных
элементов опалубки.

Опалубку
и утеплитель демонтируют по достижении
бетоном критической прочности. Поверхности
распалубленной конструкции ограждают
от резкого перепада температур во
избежание образования трещин.

Метод
термоса применяют при бетонировании
массивных конструкций. Степень массивности
оценивают модулем поверхности Мn=F/V, где
F- площадь суммарной охлаждаемой
поверхности конструкции, м2; V-
объем конструкции, м3 .

Конструкция
считается массивной при Мn < 6, средней
массивности при Мn=6…9 и ажурной при
Мn>9.

При
определении Мn не учитывается площадь
поверхностей конструкций, соприкасающихся
с талым грунтом, хорошо прогретой
бетонной поверхностью или каменной
кладкой. Для длинномерных изделий и
конструкций (например, колон, ригелей,
балок) Мn определяют отношением периметра
их поперечного сечения к его площади.

Метод
термоса применяют для конструкций с Мn
< 6, а при предварительном разогреве
бетона до 60…800C – с Мn=8…10.

5.Электропрогрев бетонной смеси в конструкциях.

Способ
электропрогрева бетона в конструкциях
основан на использовании выделяемой
теплоты при прохождении через него
электрического тока. Для подведения
напряжения используют электроды
различной конструкции и формы. В
зависимости от расположения электродов
прогрев подразделяют на сквозной и
периферийный. При сквозном прогреве
электроды располагают по всему сечению,
а при периферийном – по наружной
поверхности конструкций. Во избежание
отложения солей на электродах постоянный
ток использовать запрещается.

Для
сквозного прогрева колонн, балок, стен
и других конструкций, возводимых в
деревянной опалубке, применяют стержневые
электроды, которые изготовляют из
отрезков арматурной стали диаметром
до 6мм с заостренным концом. Для установки
электродов высверливают отверстия в
одном из щитов опалубки таким образом,
чтобы электроды не соприкасались с
арматурой каркаса. Затем вставляют
электрод и ударом молотка фиксируют
его в противоположном щите. Расстояние
между электродами по горизонтали и
вертикали принимают по расчету. Затем
осуществляют их коммутацию.

Для
периферийного прогрева при слабом
армировании и когда исключен контакт
арматурой применяют плавающие электроды
в виде замкнутой петли. При прогреве
плоских конструкций (например, подготовка
под полы, дорожные покрытия, ребристые
плиты) применяют пластинчатые электроды.

В
качестве плавающих электродов применяют
полосовую сталь толщиной 3…5, шириной
30…50 мм. Расстояние между ними определяют
расчетом. Электроды должны контактировать
с бетоном и могут быть несколько утоплены
в него. Между ними и бетоном не должно
быть зазора. Для этого их нагружают
токонепроводящими материалами (досками,
кирпичами), сами электроды должны быть
без искривлений и перегибов.

Нашивные
электроды, так же как и плавающие,
относятся к элементам периферийного
прогрева. Их производят из круглой
арматурной стали или металлических
пластин толщиной 2…3 мм. Электроды
нашивают на щиты опалубки, а концы
загибают под углом 90 0и выводят
наружу. После установки опалубки
производят коммутацию электродов.
Необходимо помнить, что электроды не
должны иметь контакта с арматурой
конструкции во избегания короткого
замыкания. Поэтому при установки
арматурных каркасов используют
пластмассовые прокладки и фиксаторы,
которые обеспечивают заданную толщину
защитного слоя и предотвращают контакт
с электродами.

При
изготовлении длинномерных конструкций
(колонн, ригелей, балок, свай) используют
струнные электроды. Выполняют их из
гладкой арматурной стали диаметром 4…6
мм. Располагают в центральной части
сечения конструкции. Концы электродов
отгибают под углом 900и выводят
через отверстия в опалубке для подключения
коммутирующих проводов.

При
периферийном прогреве массивных
конструкций, а также элементов зданий
малой массивности (стен, резервуаров,
ленточных фундаментов) в качестве
электродов используют металлические
щиты опалубки и арматуру конструкции.
В первом случае используют однофазный
ток: первую фазу подключают к щитам
опалубки, а нулевую- к арматурному
каркасу. Во втором случае арматурный
каркас не подключают к сети, а каждый
элемент опалубки присоединяют к одной
из трех фаз. Изоляторами между щитами
опалубки служат деревянные брусья.

Однородность
температуры поля зависит от схемы
расположения электродов и расстояния
между ними. Чем ближе друг к другу
электроды и чем сильнее армирование
конструкции, тем больше будут температурные
перепады в твердеющем бетоне, в результате
чего режим твердения будет неоднородным
и качество бетона ухудшится. Поэтому в
каждом конкретном случае рассчитывают
схему расположения электродов с учетом
степени армирования конструкции. При
напряжении на электродах 50…60В расстояние
между электродами и арматурой должно
быть не менее 25мм, а при 70…85В – не менее
40мм.

Стержневые
электроды применяют, как правило, в виде
плоских групп, которые подключают к
одной фазе. При большой длине конструкций
вместо одного электрода устанавливают
два или три по длине. Допустимую длину
полосового, стержневого или струнного
электродов принимают путем расчета
минимальной потери напряжения по его
длине.

Способы
установки электродов и области их
применения.

Таблица
10.3.

Тип
элект-родов

Материал

Способ
установки в конструкции

Область
применения

Примеча-ние

Стержне-вые

Круглая сталь
– стержни диаметром 6…10 мм

Закладывают
через отверстие в опалубочных щитах
или с открытой стороны бетона

Электропрог-рев
конструк-ций толщи-ной не менее 15 см

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Струнные

Круглая сталь
– стержни диаметром 8…12 мм

Устанавливают
вдоль оси конструкции

Электропрог-рев
слабоар-мированных конструкций

После
элек-тропрогрева остаются в теле
бетона

Нашивные

Круглая сталь
– стержни диаметром 6…10 мм

Укрепляют на
вертикальных щитах опалубки с внутренней
стороны через 10…20 см

Не ограничено

Имеют мно-горазовое
использова-ние

Полосовые

Листовая сталь
– полосы, полосовая сталь, полосы
толщиной 3 мм

Укрепляют на
горизонтальных щитах опалубки, которые
укладывают на бетон

Электропро-грев
плит

Имеют мно-горазовое
использова-ние

Плаваю-щие

Круглая сталь
– стержни диаметром более 12 мм

Устанавливают
в свежеотформованный бетон на 2…3 см

Не ограничено

Имеют мно-горазовое
использова-ние

Для
получения высокого качества железобетона
строго соблюдают температурный режим
прогрева, который разделяют на три
стадии:

1.
Подъем температуры бетона. Скорость
подъема зависит от модуля поверхности:

Мn…………………………
2…6 6…9 9…15

Скорость
подъема С0/ч 8 10 15

2.
Изотермический прогрев. На этой стадии
в бетоне поддерживают заданную
температуру. Продолжительность стадии
зависит от вида конструкции (прогревают
до получения необходимой прочности
бетона). Чаще всего на стадии изотермического
прогрева достигают критическую прочность
бетона.

3.
Остывание конструкций. При остывании
до 0 0С бетон продолжает набирать
прочность, что особенно важно при
бетонировании массивных конструкций.

Для
конструкций с Мn = 6…9 применяют режим,
при котором к моменту остывания бетон
должен набрать прочность не менее
критической. Для конструкций с Мn = 9…15
режим такой же, но в конце изотермического
прогрева бетон должен набрать не менее
50% прочности. Этим обстоятельством
определяется время изотермического
прогрева. При изготовлении предварительно
напряженных конструкций к моменту
окончания изотермического прогрева
прочность бетона должна быть не менее
80%.

Нарушение
технологического режима электропрогрева
может привести к пережогу бетона в
результате перегрева бетонной смеси
выше 100 0С, недостаточному набору
прочности, образованию трещин в результате
неоднородности температурного поля.

Температура
разогрева бетона зависит от конструкции
и вида цемента

Максимально
допускаемые температуры бетона, 0С, при
электропрогреве.

Таблица
3.3.2

Цемент

Mn

6…9

10…15

16…20

Шлакопортландцемент
и пуццолановый портландцемент

80

70

60

Портландцемент
и быстротвердеющий Портландцемент
(БТЦ)

70

65

55

Максимальную
температуру прогрева более массивных
конструкций назначают из условия
получения равномерного температурного
поля и исключения в них высоких
термонапряжений.

Необходимую
температуру прогрева бетона получают
изменением напряжения, периодическим
отключением и включением всего прогрева
или части электродов. При электропрогреве
бетонных конструкций с помощью
контрольно-измерительных приборов
постоянно контролируют напряжение,
силу тока и температуру бетона. В первые
3ч прогрева температуру измеряют каждый
час, а затем- через 2…3 часа.

Скорость
остывания бетона также регулируют.

Допускаемая
скорость остывания бетонных конструкций.

Таблица
10.4

Конструкции

Mn

Скорость
остывания, 0С/ч

Бетонные

15…10

12

Слабоармированные
и железобетонные

8…6

5

Железобетонные

5…3

2…3

Средне- и
сильноармированные

8…15

Не
более 15

Если
скорость остывания превысит допустимую,
в бетонной смеси возникнут температурные
напряжения, способные разрушить структуру
бетона или образовать в нем трещины.
Регулируют скорость остывания путем
правильного подбора теплоизоляции
опалубки.

Перед
началом бетонирования проверяют
правильность установки электродов и
их коммутацию, качество утепления
опалубки, определяют надежность контактов
электродов с токопроводящими проводами.

При
электропрогреве необходимо тщательно
выполнять требования электробезопасности
и охраны труда.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о