Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости – 24.18. /

Содержание

Росреестр

С 01.01.2017 до 01.01.2020 Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен переходный период, в течение которого в субъектах Российской Федерации осуществляется переход к проведению государственной кадастровой оценки по новым правилам, установленным данным законом.

Информация о проведении государственной кадастровой оценки в субъектах Российской Федерации размещена в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Результаты определения кадастровой стоимости, полученные в установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядке, могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации, не перешедших на проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам, продолжают действовать результаты государственной кадастровой оценки, полученные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

В подразделе «Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах» приведены результаты мониторинга судебных решений по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости.

rosreestr.ru

Росреестр

Определение кадастровой стоимости

Узнать кадастровую стоимость

Получить сведения об актуальной кадастровой стоимости при помощи сервиса справочная информация в режиме Онлайн

Как проводится государственная кадастровая оценка

View more

Понятия и определения, касающиеся государственной кадастровой оценки

View more

Документы, касающиеся кадастровой стоимости

View more

Как определена кадастровая стоимость

Получить сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки

View more

Расчет налога

Воспользоваться налоговым калькулятором на сайте ФНС России

View more

Пересмотр/оспаривание кадастровой стоимости

Пересмотреть кадастровую стоимость

Получить сведения как пересмотреть/оспорить кадастровую стоимость в судебном и внесудебном порядке

Найти комиссию по рассмотрению споров

Получить сведения о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатх определения кадастровой стоимости, месте и времени их работы

Специалистам

АИС Мониторинг рынка недвижимости

Получить сведения о ценах возмездных сделок, учтенных в связи с регистрацией перехода права

View more

Проверка отчета

Скачать модуль автономной проверки отчетов об определении кадастровой стоимости

View more

Требования к составлению кадастровых отчетов

Ознакомиться с XML-схемами, используемыми при определении кадастровой стоимости

View more

Публичная оферта

Предоставление сведений о ценах спроса и предложений на объекты недвижимости (публичная оферта)

View more

Статистика

Оспаривание кадастровой стоимости в комиссиях

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра

View more

Расчёт стоимости по статье 24.19

Информация о результатах исполнения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости

View more

Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах

View more

Формирование перечней для целей оценки

Сведения об исполнении запросов о формировании и предоставлении перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке

View more

rosreestr.ru

Росреестр

Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности: при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

В соответствии с о ст. 24.11 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровой оценки включает в себя совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости – это прерогатива региональных властей.
В Ростовской области полномочиями по организации проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, объектов недвижимого имущества наделено министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, а также при внесении в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, определяется уполномоченным органом – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области в соответствии со ст. 24.19 закона об оценочной деятельности в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».
Управление Росреестра по Ростовской области (далее – Управление) не проводит государственную кадастровую оценку, Управление обеспечивает формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, а также внесение представленных в порядке информационного взаимодействия Правительством Ростовской области утвержденных результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН. Именно с даты внесения в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости приобретают свою актуальность и применяются в качестве налогооблагаемой базы при расчете налоговыми органами имущественных налогов, при исчислении и взимании налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже квартиры, земельного участка, иной недвижимости (доли в них), если данное имущество находилось в собственности меньше срока, установленного Налоговым кодексом РФ, а также для других, установленных законодательством целей.
Как ознакомиться правообладателю с кадастровой стоимостью, принадлежащего ему недвижимого имущества? Росреестр предлагает несколько способов получения информации о кадастровой стоимости:
— на сайте Росреестра можно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Такая выписка предоставляется бесплатно в течении трех рабочих дней;
— в личном кабинете, который расположен на главной странице сайта Росреестра, который расположен на главной странице сайта Росреестра. Для авторизации в личном кабинете используется подтверждённая учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации;
— с помощью сервиса «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН». Получить ключ доступа к данному сервису можно в личном кабинете Росреестра;
— с помощью электронных сервисов: «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и «Публичная кадастровая карта». — на сайте Росреестра с помощью сервиса «Фонд данных государственной кадастровой оценки» можно ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки, которая проведена органами власти субъекта.
— обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) с запросом о получении Выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно.
Также на портале Правительства Ростовской области в разделе «экономика» => «управление имуществом» => «кадастровая оценка» размещены все постановления, касающиеся результатов определения кадастровой стоимости.
С 2018 года в Ростовской области вступил в действие Областной закон от 27.07.2017 № 1174-ЗС, которым установлена единая дата начала применения на территории Ростовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2018 года. Таким образом при исчислении налога на имущество физических лиц в качестве налогооблагаемой базы налоговыми органами применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.
В 2016 году в соответствии с периодичностью проведения работ по государственной кадастровой оценке, установленной Законом об оценочной деятельности, в Ростовской области была проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, полученная в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 27.12.2016 № 881 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ростовской области» (далее – Постановление № 881), внесена в ЕГРН 01.01.2018, и представлена Управлением в налоговые органы для исчисления имущественных налогов за 2018 год.
Правообладатель недвижимого имущества, в случае если затронуты его права и обязанности может оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости в суде или в специальной комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении (далее – Комиссия).
Для того чтобы оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества заявителю необходимо обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав основание, по которому он будет оспаривать кадастровую стоимость.
Пересмотреть кадастровую стоимость в Комиссии можно по двум основаниям: — если при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости. В данном случае заявителю необходимо представить в Комиссию документы, подтверждающие, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости были использованы недостоверные сведения. Например, на дату проведения оценки площадь объекта составляла 100 кв.м, но при определении его кадастровой стоимости использовалась площадь 200 кв.м;
— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. В этом случая заявитель представляет в Комиссию отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на бумажном носителе и в форме электронного документа. При этом рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости следует приложить:
— Выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
— нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости, либо Выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
— отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. По желанию заявителя могут быть приложены и иные документы.
Комиссия при Управлении осуществляет свою деятельность с 2012 года и является коллегиальным органом, в работе которой принимают участие представители региональных органов власти – Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управления Росреестра по Ростовской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области и оценочного сообщества. Таким образом решения о пересмотре кадастровой стоимости принимаются коллегиально, несколькими экспертами.
Комиссия рассматривает заявления в течение 1 месяца с даты поступления заявления. Заявитель обязательно информируется о дате заседания Комиссии, на котором он по желанию может присутствовать и узнать о принятом Комиссией решении. Также уведомление о принятом на заседании Комиссии решении с приложением его копии направляются в адрес заявителя.
Таким образом, если заявитель не согласен с кадастровой стоимостью, если она затрагивает его права, он вправе оспорить стоимость, но при этом следует учитывать, что есть установленный законом порядок, который регламентирует процесс оспаривания.
В целях совершенствования института государственной кадастровой оценки Правительством РФ были предложены новые механизмы, в соответствии с которыми определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется по новым правилам специально созданными субъектами РФ бюджетными учреждениями. Новый порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке).
Закон об оценке устанавливает принципиально новый подход к ее проведению. Прежде всего, государственная кадастровая оценка проводится на основе принципа единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для ее определения, экономической обоснованности и проверяемости результатов, что позволит повысить качество результатов государственной кадастровой оценки, прозрачность проведения и сопровождения ее результатов.
Законом об оценке вводится институт государственных оценщиков, к которым предъявляются достаточно высокие требования.
Согласно нормам Закона, об оценке бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости на постоянной основе: как в рамках проведения государственной кадастровой оценки, так и в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки по единой методике. Таким образом, при внесении в ЕГРН сведений о вновь учтенных и ранее учтенных объектах недвижимости, при изменении их количественных и качественных характеристик определение кадастровой стоимости также будет осуществляется бюджетным учреждением. Кроме того, бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, дает разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости, рассматривает обращения об исправлении ошибок.
На Росреестр в соответствии с Законом об оценке возложены контрольно-надзорные функции, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и ведение фонда данных государственной кадастровой оценки, в том числе проведение мониторинга рынка недвижимости.
Законом об оценке до 2020 года установлен переходный период. В соответствии со ст. 24 Закона об оценке высшим исполнительным органом государственной власти субъекта решение о проведении государственной кадастровой оценки по новым правилам должно быть принято до 01.01.2020 года.
В Ростовской области согласно постановлению Правительства Ростовской области от 28.02.2018 № 119, государственная кадастровая оценка в соответствии с Законом об оценке будет осуществляться Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области».

rosreestr.ru

Росреестр

Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, которая включает в себя:

— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

— определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

— экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается по специальной формуле и определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Результатом государственной кадастровой оценки становится определение кадастровой стоимости земельного участка.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

1) путем обращения в суд;

2) при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке, который определен ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспорить результаты кадастровой стоимости могут физические лица в случае, если кадастровая стоимость затрагивает их права и обязанности.

Предварительное обращение физических лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным условием для обращения в суд.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

— кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления на рассмотрение.

rosreestr.ru

Росреестр

Определение кадастровой стоимости

Узнать кадастровую стоимость

Получить сведения об актуальной кадастровой стоимости при помощи сервиса справочная информация в режиме Онлайн

Как проводится государственная кадастровая оценка

View more

Понятия и определения, касающиеся государственной кадастровой оценки

View more

Документы, касающиеся кадастровой стоимости

View more

Как определена кадастровая стоимость

Получить сведения из фонда данных государственной кадастровой оценки

View more

Расчет налога

Воспользоваться налоговым калькулятором на сайте ФНС России

View more

Пересмотр/оспаривание кадастровой стоимости

Пересмотреть кадастровую стоимость

Получить сведения как пересмотреть/оспорить кадастровую стоимость в судебном и внесудебном порядке

Найти комиссию по рассмотрению споров

Получить сведения о деятельности комиссий по рассмотрению споров о результатх определения кадастровой стоимости, месте и времени их работы

Специалистам

АИС Мониторинг рынка недвижимости

Получить сведения о ценах возмездных сделок, учтенных в связи с регистрацией перехода права

View more

Проверка отчета

Скачать модуль автономной проверки отчетов об определении кадастровой стоимости

View more

Требования к составлению кадастровых отчетов

Ознакомиться с XML-схемами, используемыми при определении кадастровой стоимости

View more

Публичная оферта

Предоставление сведений о ценах спроса и предложений на объекты недвижимости (публичная оферта)

View more

Статистика

Оспаривание кадастровой стоимости в комиссиях

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра

View more

Расчёт стоимости по статье 24.19

Информация о результатах исполнения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости

View more

Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах

View more

Формирование перечней для целей оценки

Сведения об исполнении запросов о формировании и предоставлении перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке

View more

rosreestr.ru

Пленум ВС РФ против закона, или есть ли теперь право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Данная заметка написана в развитие курса «Проблемы государственной кадастровой оценки недвижимости», который читаю в магистратуре на Юридическом факультете СПбГУ. Она и последующие заметки из этой серии призваны оставить часть проблем на самостоятельный анализ студентам, а также предложить проблематику кадастровой оценки к обсуждению всем заинтересованным.

 

 

Могу ли я в 2022 году оспорить архивную кадастровую стоимость, применявшуюся до 2019 года, с учетом того, что теперь эффект оспаривания распространяется на все прошлое время с момента начала применения оспоренной кадастровой стоимости, а не только с 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании? Разберемся.

 

 

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

 

При утверждении очередных результатов государственной кадастровой оценки Росреестр заменяет в ЕГРН прежнее значение кадастровой стоимости на новое. Прежнее значение становится архивной кадастровой стоимостью. При этом у налогоплательщика и иных лиц может сохраняться интерес в оспаривании архивной кадастровой стоимости, например, в связи с тем, что она продолжает применяться в качестве базы для расчета налога в том году, в котором утверждены новые результаты кадастровой оценки, вступающие в силу лишь на следующий год. В этой связи возникает вопрос, вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость и привести ее в соответствие с рыночной?

 

Согласно ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности

«заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, Закон об оценочной деятельности запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости, однако делает это только применительно к административному порядку оспаривания через комиссию.

 

В этой связи Верховный Суд РФ в п. 14 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что 

«требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Иными словами, оспорить кадастровую стоимость можно, если сохраняется интерес в пересмотре. Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об оспаривании. В этой связи разъяснение Верховного Суда РФ было воспринято судебной практикой в том смысле, что если налогоплательщик подает заявление об оспаривании в течение года, пока применяется значение архивной кадастровой стоимости (например, в 2019 году), то он имеет право на оспаривание, поскольку результатом оспаривания будет замена архивной кадастровой стоимости на рыночную с 1 января 2019 года, и рыночная будет применяться, по крайней мере в течение 2019 года. Если же в 2019 году архивная кадастровая стоимость заменена на новую, а с заявлением об оспаривании архивной стоимости налогоплательщик обращается только в 2020 году, то у него нет права на такое оспаривание, поскольку с 1 января 2020 года архивная кадастровая стоимость уже не применяется, поэтому ее замена на рыночную никак не защитит интересы налогоплательщика.

При этом разъяснение, предложенное Верховным Судом РФ, не противоречит закону, если принять, что оно адресовано судам, а не комиссиям, поскольку норма ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности ограничивает право на оспаривание архивной кадастровой стоимости только в комиссии, но не в суде.

 

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

 

Во-первых, в связи с изменением ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется ретроспективно уже не с 1 января года, в котором было подано заявление об оспаривании, а с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости. Иными словами, действует полная ретроспективность.

 

Во-вторых, принят Закон о кадастровой оценке, в соответствии с 22 статьей которого:

«заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона».

Таким образом, теперь норма закона, запрещающая оспаривание архивной кадастровой стоимости, касается как административного, так и судебного порядка оспаривания.

 

В этой связи возникает несколько важных вопросов:

 

1. Следует ли признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости и в условиях действующего закона о кадастровой оценке?

Да, безусловно. Пока кадастровая стоимость применяется для целей расчета налогов или в иных целях, заинтересованному лицу должно быть предоставлено право ее оспорить (исходя из общего права на судебную защиту). Дополнительные аргументы состоят в том, что дата внесения новой кадастровой стоимости в ЕГРН – это случайная дата, а возможность защиты прав не может зависеть от случайности. Во-вторых, при противоположном подходе не исключается риск злоупотребления со стороны органа власти субъекта РФ, в рамках которого акт об утверждении новых результатов кадастровой оценки принимается в начале года и тем самым закрывается возможность для оспаривания КС на протяжении всего этого года.

 

 

2. Готовы ли будут суды применять разъяснение Верховного Суда РФ контр легем?

Иными словами, готовы ли будут суды признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости несмотря на то, что Закон о кадастровой оценке это прямо запрещает? Ответ на этот вопрос зависит скорее от мировоззрения, поэтому лишь выскажу предположение, что суды будут достаточно смелы для того, чтобы правильно истолковать Закон о кадастровой оценке и сохранить право на оспаривание архивной кадастровой стоимости.

Дополнительным аргументом в пользу этого вывода служит то, что п. 3 ст. 245 КАС РФ содержит норму, аналогичную ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, которая по своему буквальному тексту запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости. Однако это не мешает судам на настоящий момент закрыать на нее глаза (и правильно!) и руквоводствоваться разъяснением Верховного Суда РФ.

 

3. В течение какого срока налогоплательщик сохраняет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Поскольку теперь при оспаривании кадастровой стоимости действует полная ретроспективность нового значения кадастровой стоимости, возникает проблема временных пределов оспаривания архивной кадастровой стоимости. Допустим, кадастровая стоимость применялась с 2014 по 2019 год. В 2019 году утверждено новое значение кадастровой стоимости, которое начало применяться с 2020 года. Вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость, например, в 2024 году, поскольку он вправе претендовать на применение нового значения архивной кадастровой стоимости с самого начала ее применения, то есть с 2014 года?

Нет, поскольку это вносит в содержание налоговых (и прочих) обязательств неопределенность, которой нет конца. Нет такого момента, когда бы мы могли сказать, что содержание налогового обязательства окончательно сформировано. А с этим связан неопределенность налоговых доходов бюджетов, невозможность обеспечить сбалансированность бюджета и т.д.

Возможно, право на оспаривание следует ограничить 3-хлетним периодом с момента оплаты налога, который отводится налогоплательщику для возврата излишне оплаченных налогов (п. 7 ст. 78 НК РФ)? Тогда если на момент вынесения решения по заявлению об оспаривании кадастровой стоимости у налогоплательщика сохраняется право требовать возврата излишне уплаченного налога, исчисленного исходя из оспоренной кадастровой стоимости, то суд может удовлетворить соответствующее заявление, в противном случае должен отказать. Однако, в судебном порядке налогоплательщик вправе требовать возврата налога в течение 3-х лет не с момента оплаты, а с момента, когда он узнал о нарушении своих прав. Если принять, что о нарушении своих прав налогоплательщик узнал с момента оспаривания кадастровой стоимости, то это означает, что он всегда получит право требовать возврата излишне оплаченного налога, а следовательно, временные пределы оспаривания вновь окажутся безграничными.

С учетом изложенного выдвину тезис, что право на оспаривание архивной кадастровой стоимости налогоплательщик имеет лишь до тех пор, пока такая архивная кадастровая стоимость продолжает применяться. То есть в приведенном примере, когда архивная кадастровая стоимость применялась с 2014 по 2019 год, ее оспаривание возможно лишь до конца 2019 года. Если налогоплательщик обращается в 2020 году, то в принятии заявления должно быть отказано.

 

zakon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *